Кузнецов, Н. А. «Ленин» – первый атомный ледокол / Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2019. - 31, [1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).

и вступившего тогда же в строй ледокола «Москва» позволило увеличить про­ должительность аркти­ ческой навигации на 20- 30 суток. Тогда же им было выдвинуто предло­ жение о снабжении ряда полярных станций на Зем­ ле Франца-Иосифа путем выгрузки грузов на при­ пай. Этот прием в даль­ нейшем постоянно приме­ нялся в различных райо­ нах Арктики. Несмотря на то что руководство морского флота по итогам первых арктических рейсов от­ мечало, что атомоход обладает примерно такой же ледопроходимостью, что и дизельные ледоколы фин­ ской постройки (при мощности двигателей последних на 18 ООО л. с. меньше), постепенно, с приобретением опыта, устранением технических недостатков и усовер­ шенствованием первого атомохода, стало очевидно: будущее арктического судоходства зависит именно от наличия в составе флота атомных ледоколов. В сентябре 1961 г. «Ленин» вышел в свое второе пла­ вание. Его задачей была высадка экспедиции дрейфу­ ющей станции «СП-10». Известный полярный капитан Г. О. Кононович (капитан-наставник атомохода во время описываемых событий) вспоминал: «Такого еще не бывало. Все предыдущие экспедиции, начиная с па- панинской, доставлялись самолетами. Рейс был экспери­ ментальным, т. к. возможности ледокола и его атом­ ной установки в экстремальных ледовых условиях были изучены недостаточно и полной уверенности в успехе не было. Между тем на Западе упорно распространялись слухи о непригодности ледокола и поговаривали, что его «Ленин» проводит караван судов, воз­ главляемый «Ермаком» 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz