Кузнецов, Н. А. «Ленин» – первый атомный ледокол / Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2019. - 31, [1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).

«Ленин» с дедушкой русского ледокольного флота. Все сво­ бодные от вахты собрались на палубах, кинооператоры запечатлели этот исторический момент. «Ленин» око­ лол «Ермак» и «Кубань», а затем стал во главе каравана». Первая арктическая навигация «Ленина» д ли ­ лась с 18 августа по 4 октября 1960 г. Было сделано 19 проводок и проведено 92 судна. Атомоход прошел 4625,5 мили, из них 4086,8 мили во льдах (а всего, включая период испытаний, - 10 008 миль, из них 7327 во льдах). Проводка выполнялась следующим об­ разом. «Ленин» пробивал канал во льду, за ним шел один из паровых или дизель-электрических ледоколов, в кильватер которому двигались проводимые суда. В донесении, написанном по итогам первой навига­ ции, П. А. Пономарев отметил хорошую управляемость и ледопроходимость судна. При работе во льдах (правда, в навигацию 1960 г. их толщина не превышала 1,5 м) за ледоколом оста­ вался канал, превышающий ширину корпуса на 2-3 м, Капитан длиной 150-250 м. Но при этом под действием струи «Ленина» от винтов «Ленина» в канал попадали большие кус- П. А. Пономарев ки льда, поэтому идти непосредственно за атомохо- (слева) дом мог лишь другой ледокол, а глубина, на которой и известный можно было работать «Ленину», не боясь повредить советский вылетающими льдинами собственный корпус, долж- полярный на была составлять не менее 15 м. В торосистых льдах капитан проводимые суда можно было только буксировать - Ю. К. Хлебников следовать за ледоколом самостоятельно они не могли. В первую навигацию энергетическая установ­ ка «Ленина» использо­ валась лишь на 50-75 % (т. к. больше и не требо­ валось). Заместитель на­ чальника Мурманского морского арктического пароходства М. В. Стре- каловский отметил, что использование «Ленина» 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz