Кузнецов, Н. А. «Ленин» – первый атомный ледокол / Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2019. - 31, [1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).

В дальнейшем на «Ленине» также использовались вер­ толеты Ми-1 и Ми-2. В августе 2016 г. Ми-2, приобре­ тенный на средства Фонда поддержки атомного ледо­ кола «Ленин», разместился на вертолетной площадке судна-музея. Естественно, что атомный ледокол учло в мобили­ зационных планах командование ВМФ СССР. Как и для большинства других крупных судов, для «Ленина» был разработан мобилизационный проект. Первона­ чально по нему предусматривалась установка девяти счетверенных 57-миллиметровых автоматов, располо­ женных в трех батареях, каждая из которых обслу­ живалась системой приборов управления стрельбой и радиолокационными станциями. Предусматривался и монтаж мощного радиотехнического вооружения. В дальнейшем, с развитием морского оружия, меня­ лись и варианты вооружения атомохода. Чтобы оценить, насколько «Ленин» превосходил ледоколы других типов, находившиеся на тот момент в строю, сравним его по некоторым параметрам с «со­ временниками» - первым в мире линейным ледоколом «Ермак» (с паровой машиной), вступившим в строй в 1899 г. и работавшим до 1963 г., и дизель-электриче- ским ледоколом «Москва», спущенным на воду в Фин­ ляндии в 1960 г. «Ермак» при общей мощности машин 9420 л. с. мог принять до 3000 т угля, что обеспечива­ ло ему автономность 21 сутки (т. е. в сутки расходова­ лось свыше 120 т топлива). При этом он преодолевал льды толщиной 0,8-1,06 м. Мощность восьми дизелей «Москвы» составляла 26 000 л. с. При полном запасе топлива 3200 т (максимальный - 5300 т), расходуя 70 т в сутки, ледокол мог находиться в плавании 38 суток, ломая льды до 1,4 м. Расход же ядерного топлива «Лениным» измерялся в десятках граммов в сутки при автономности в течение года! При этом, идя со скоростью 2 узла, атомоход спокойно проходил во льдах толщиной 1,6-1,7 м, а «с наскоку» ему поддава­ лись и 2,5-метровые ледяные поля и торосы толщиной до 3-5 м. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz