Кузнецов, Н. А. «Ленин» – первый атомный ледокол / Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2019. - 31, [1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).

В корме судна расположены вырез, предназначен­ ный для буксировки судов вплотную, и мощная двух­ барабанная буксирная лебедка с тяговым усилием 40 т на главном барабане и 25 т - на вспомогательном. На ледоколе имеются две спасательные шлюпки на 58 человек каждая, две моторные спасательные шлюп­ ки на 40 человек каждая, два шестивесельных яла, разъездной и буксирный катера. Главная энергетическая установка «Ленина» вклю­ чала в себя три ядерных реактора ОК-150 водо-водяно- го типа (при последующей модернизации их заменили на два ОК-900). Особенность реакторов заключалась в том, что в качестве замедлителя нейтронов в них при­ менялся не графит (как на первой советской атомной электростанции в Обнинске), а дистиллированная вода, которая нагревалась в реакторе до температуры, превы­ шающей 300°, но не закипала, т. к. находилась под дав­ лением 100 атмосфер. Выделяемое в реакторе тепло использовалось для получения перегретого пара в парогенераторах, кото­ рый направлялся к глав­ ным турбогенераторам, расположенным в носовом и кормовом отделениях. Вкаждом отделении были установлены две турбины активно-реакторного типа мощностью по 11 000 л. с. Энергия от турбогенера­ торов подавалась на греб­ ные электродвигатели, якоря которых соединя­ ются с гребными валами. Питание парогенераторов осуществлялось от парал­ лельно работающих пи­ тательных насосов. В слу­ чае аварийной остановки одного из них остальные Пост энергетики и живучести 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz