Кузнецов, Н. А. «Ленин» – первый атомный ледокол / Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2019. - 31, [1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).

Идеологиче­ ское значение постройки «Ленина» подчеркнул художник Н. Долгоруков в одном из рисунков серии «Могучая поступь семилетки» Даошь изобретения, вооружающие При строительстве судна применялись различные нестандартные решения. Например, на заводе не было плазовой площадки размером 2500 м2, необходимой д л я разметки деталей корпуса в натуральную вели­ чину. Из-за этого впервые были применены масштаб­ ная разбивка плаза и фотопроекционный метод раз­ метки деталей корпуса. В процессе строительства д л я резки стали толщи­ ной 40-50 мм (специально д л я корпуса атомохода со­ здали ее новые марки) был разработан газофлюсный полуавтомат (сущность процесса газофлюсовой резки высоколегированных сталей заключается в том, что сгорание разрезаемого металла происходит в струе кислорода, несущей порошкообразный флюс), значи­ тельно увеличивший производительность труда. Важ­ ным новшеством стало внедрение автоматической и полуавтоматической сварки нержавеющей стали. Ледокол строился в период хрущевской «оттепели», одной из черт которой была относительная открытость в отношениях с «капита­ листическими» странами (что не помогло, впрочем, избежать впоследствии Карибского кризиса). При этом создававшийся в эпоху технологического и военного соревнования между СССР и США атом­ ный ледокол стал мощ­ нейшим идеологическим проектом, призванным продемонстрировать пре­ восходство системы соци­ ализма перед Западом. Во время постройки, длившейся 3 года и 2 ме­ сяца, на борту судна проводились экскурсии и д л я иностранных го­ пролетарскую руку. tB. мликооский )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz