Кузнецов, Н. А. Ледокол. Подлинная история «Михаила Сомова» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2017. - 31,[1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА Дизель-электроход был построен Херсонским судострои­ тельным заводом Министерства судостроительной про­ мышленности СССР (заводской номер 1405). Головное судно проекта, которому был присвоен № 550, - «Амгу- эма» - было спущено на воду в 1961 г. на Судостроитель­ но-судоремонтном заводе № 199 им. Ленинского Ком­ сомола в Комсомольске-на-Амуре. Всего было построено 15 судов (десять 1-й серии - в Комсомольске-на-Амуре и пять 2-й - в Херсоне). «Михаил Сомов» стал пятым в серии судов, построенных Херсонским заводом. Постройка ледокольно-транспортных судов была вызвана необходимостью обеспечить доставку грузов в труднодоступные населенные пункты, расположенные на Крайнем Севере. Практика показала, что обычные суда, даже с усиленным д ля ледового плавания корпу­ сом, не могут справиться с этими задачами. Проекти­ ровщики должны были пересмотреть форму обводов, прочность ледового пояса, мощность энергетической установки, учесть условия работы гребной установки во льдах д ля быстрого прохода опасных участков. При этом судно должно сохранять хорошие ледовые качества на чистой воде и возможность перевозки до ­ статочного объема грузов. В силу этих причин форма корпуса могла только приближаться к ледокольной. С поставленными задачами конструкторы справи­ лись. «В дизель-электроходеудачно сочетались качества морского грузового транспорта со специфическими осо­ бенностями ледокольного судна, обладавшего хорошей ледопроходимостью. Суда подобного типа, спроектиро­ ванные ленинградским ЦКБ ,Айсберг", совершали регу­ лярные рейсы в период навигации в Арктике, а также ис­ пользовались для прохождения к замерзающим портам Дальнего Востока», - отмечено в работе по истории Хер­ сонского судостроительного завода. Прежде чем перейти к описанию конструкции и истории «Михаила Сомова», несколько слов скажем о судьбе его «систершипов» (однотипных судов). Головной 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz