Кузнецов, Н. А. Ледокол. Подлинная история «Михаила Сомова» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2017. - 31,[1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).

председатель Государственного комитета по гидро­ метеорологии и охране окружающей среды Ю. А. Из- раэль вручил судну высокую награду. Ее изображение с тех пор украшает ходовую рубку. Можно сказать, что эпопея «Михаила Сомова» ста­ ла последним выдающимся событием советского пе­ риода, произошедшим в высоких широтах и получив­ шим широкую огласку. О нем немало писали в прессе (естественно, опуская «острые моменты»), в честь судна выпустили значки, почтовые марки, памятные медали. «ПАРОХОД, ЧТО ВСЮ АРКТИКУ КОРМИТ» После ремонта в Финляндии «Сомов» продолжал свою нелегкую работу. В июле 1991 г., во время обслужива­ ния 36-37-й Советских антарктических экспедиций, он вновь попал в ледовый плен в районе станции Моло­ дежная в море Космонавтов. Дрейф продолжался до декабря, но в этот раз обошлось без драматических со­ бытий, и судну удалось освободиться самому. Наступившие в конце 1980-х - 1990-х гг. нелегкие для страны времена в полной мере отразились и на судьбе «Михаила Сомова». В 1992-1998 гг. он в основ­ ном занимался коммерческими рейсами и операциями по доставке снабжения в Арктику в ходе «Северного завоза». В 1991-1992, 1993-1994 и 1995 гг. состоялись его три последних антарктических рейса (он обеспечи­ вал 37 и 39 и 40-ю Российские антарктические экспе­ диции). На смену ему пришло новое судно для работы у берегов Южного материка - «Академик Федоров». В истории же «Михаила Сомова» началась новая, не менее важная и интересная страница. В декабре 1998 г. судно перешло в Архангельск и стало на ремонт на заводе «Красная Кузница». 1 мая 1999 г. «Михаила Сомова» передали на баланс Север­ ного управления по гидрометеорологии и мониторин­ гу окружающей среды (Северное УГМС). В ведении этой 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz