Кузнецов, Н. А. Ледокол. Подлинная история «Михаила Сомова» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2017. - 31,[1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).

снялись с камней, откачав балласт из форпика, а когда начали отходить от этого места, то задели камни ле­ вой скулой. Капитан Сухорукое был в это время немного под „газом ", и его начальник Б. А Михайлов - начальник базы флота ААНИИ, который пошел с нами в рейс на „Сомове", решил снять его с командования судном. Все это было очень неприятно. Михайлов взял пока коман­ дование на себя, но у него было мало опыта, и он запро­ сил нового капитана из ААНИИ». С трудом с помощью водолазов заделали пробоину. В середине февраля на судно прибыл новый капи­ тан В. Ф. Родченко. Судно зашло в Новую Зеландию для закупки продовольствия и снабжения на станции. Затем «Михаил Сомов» должен был идти в район стан­ ции Русская в море Росса. Этот район малопригоден для судоходства из-за частых подвижек паковых льдов. Кроме того, приближались антарктическая зима и по­ лярная ночь. «Мы приняли со спутника фотографию Тихоокеанского массива. Его ширина около 150 миль, лед сплоченный и форсировать его очень сложно. Из Рус­ ской сообщили, что у них температура достигла минус 20 градусов. Д ля нас это было очень плохо! Это озна­ чало, что идет интенсивное ледообразование, и проби­ ваться туда чрезвычайно опасно - можно обратно не „вылезти". Мы все время играли с „огнем"», - вспоминает Максутов. По дороге к станции «Сомов» осуществил ле­ довую проводку танкера «БАМ», что также привело к потере времени. Ситуация осложнялась тем, что судну обязательно надо было дойти до Русской, чтобы сме­ нить зимовщиков и завезти снабжение. Если бы этого сделать не удалось, то вполне возможно, что станция была бы закрыта (впрочем, так и случилось вскоре по­ сле окончания ледовой эпопеи «Михаила Сомова»). 7 марта дизель-электроход подошел к береговому припаю, на расстояние 25 миль от станции. Началась выгрузка снабжения с помощью судового вертолета. Но вскоре стало ясно, что выгрузка даж е самой необ­ ходимой части снабжения и смена зимовщиков чре­ ваты ледовым пленом. Увы, прогнозы оправдались... 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz