Кузнецов, Н. А. Ледокол. Подлинная история «Михаила Сомова» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2017. - 31,[1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).

комплекса ракетного оружия должны были стать во­ семь баллистических ракет Д-9. Их пусковые шахты планировалось разместить в два ряда, в отдельном отсеке длиной 7,2 м, расположенном в кормовой ча­ сти корабля. Несмотря на большое количество обору­ дования для пуска ракет и обслуживания комплекса, а также увеличенного в два раза количества личного состава, удалось на 100 % соблюсти маскировку. Внеш­ не от своих гражданских «собратьев» военные корабли отличались лишь наличием дополнительных антенн радиосвязи. Помимо скрытности и большой автоном­ ности у кораблей проекта 909 было и еще одно до ­ стоинство - их постройка могла вестись практически на любом советском судостроительном заводе. Парал­ лельно, в инициативном порядке, ЦКБ-17 разработало схожий проект 1111 на базе гидрографического судна. Но уже осенью 1965 г. стало ясно, что НАТОвская про­ грамма строительства надводных ракетоносцев реали­ зована не будет, и работы над советскими проектами были также свернуты. По оценке эксперта, их построй­ ка могла иметь лишь политическое значение, так как в случае осуществления проекта замедлилось бы строи­ тельство атомных подводных лодок, вооруженных та­ кими же ракетными комплексами. ИМЯ НА БОРТУ Судно назвали в честь видного океанолога, полярного исследователя, Героя Советского Союза Михаила Ми­ хайловича Сомова (1908-1973). С 1932 г. он участвовал в экспедициях по комплексному изучению дальневосточ­ ных морей. В 1937 г. Сомов окончил гидрологический факультет Московского гидрометинститута и поступил в аспирантуру, став одним из учеников выдающегося со­ ветского океанолога профессора Н. Н. Зубова. С 1939 г. М. М. Сомов работал в Арктическом научно-исследова­ тельском институте. В предвоенные годы он участвовал в рейсе ледокола «И. Сталин», впервые прошедшего 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz