Кузнецов, Н. А. Ледокол. Подлинная история «Михаила Сомова» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2017. - 31,[1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ НАДВОДНЫХ РАКЕТОНОСЦЕВ При проектировании большей части гражданских су­ дов (да и практически любой техники) конструкторы сразу закладывали возможность их использования и в военных целях: изначально разрабатывали моби­ лизационные варианты, предусматривающие быстрое переоборудование практически любого судна для нужд военно-морского флота. Не стали исключением и суда проекта 550. На случай войны их планировалось применять как минные заградители. Руководство советского флота пошло еще дальше. Одновременно с разработкой гражданского ледоколь­ но-транспортного дизель-электрохода началось проек­ тирование аналогичного... надводного ракетоносца. Первыми с подобной идеей выступили американцы в конце 1962 г., предложившие в рамках создания многосторонних ядерных сил построить 25 надвод­ ных кораблей, каждый из которых должен был нести восемь баллистических ракет «Polaris» А-3. Их пла­ нировали строить на базе американских транспортов типа «Mariner» водоизмещением около 18000 т, обла­ давших скоростью 20 узлов. По внешнему виду они не должны были отличаться от гражданских судов, что крайне затрудняло их распознавание на оживленных «морских дорогах». Предполагалось, что в постройке примут участие 8 государств - членов НАТО, а корабли укомплектуют совместными экипажами. В качестве ответа на данную инициативу в СССР началась разработка надводного ракетоносца проекта 909 на базе судов типа «Амгуэма». Он получил обозна­ чение «Скорпион». Эти корабли должны были усилить ракетно-ядерный потенциал страны, основу которого составляли атомные подводные лодки. Находясь на боевой службе в Баренцевом, Белом и Охотском морях, «скорпионы» могли держать под прицелом около 90 % территории США Разработка началась в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ-17) в 1964 г. Основой ю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz