Кузнецов, Н. А. Ледокол. Подлинная история «Михаила Сомова» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2017. - 31,[1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ НАДВОДНЫХ РАКЕТОНОСЦЕВ При проектировании большей части гражданских су дов (да и практически любой техники) конструкторы сразу закладывали возможность их использования и в военных целях: изначально разрабатывали моби лизационные варианты, предусматривающие быстрое переоборудование практически любого судна для нужд военно-морского флота. Не стали исключением и суда проекта 550. На случай войны их планировалось применять как минные заградители. Руководство советского флота пошло еще дальше. Одновременно с разработкой гражданского ледоколь но-транспортного дизель-электрохода началось проек тирование аналогичного... надводного ракетоносца. Первыми с подобной идеей выступили американцы в конце 1962 г., предложившие в рамках создания многосторонних ядерных сил построить 25 надвод ных кораблей, каждый из которых должен был нести восемь баллистических ракет «Polaris» А-3. Их пла нировали строить на базе американских транспортов типа «Mariner» водоизмещением около 18000 т, обла давших скоростью 20 узлов. По внешнему виду они не должны были отличаться от гражданских судов, что крайне затрудняло их распознавание на оживленных «морских дорогах». Предполагалось, что в постройке примут участие 8 государств - членов НАТО, а корабли укомплектуют совместными экипажами. В качестве ответа на данную инициативу в СССР началась разработка надводного ракетоносца проекта 909 на базе судов типа «Амгуэма». Он получил обозна чение «Скорпион». Эти корабли должны были усилить ракетно-ядерный потенциал страны, основу которого составляли атомные подводные лодки. Находясь на боевой службе в Баренцевом, Белом и Охотском морях, «скорпионы» могли держать под прицелом около 90 % территории США Разработка началась в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ-17) в 1964 г. Основой ю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz