Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

С уменьшением широты до 81° настойчивее является вопрос: где мы? Остаётся два предположения: или моя карта ни к чёрту не годна, или мы дрейфуем где-нибудь между Землёй Александры и Шпицбергеном».* Альбанов перед походом ознакомился с описанием пути, какой прошёл норвежец Ф. Нансен. О Нансене написано много интересных статей в раз­ ных странах мира. В Норвегии есть фонд Нансена. На юге Гренландии в 1884 г. была обнаружена льдина, на которой находи­ лись личные вещи. Нашли опись провианта с подписью Де Лонга. Вещи при­ надлежали экспедиции на судне «Жаннетта». Учёные пришли к выводу, что остатки «Жаннетты» продрейфовали на льдине через центр Полярного бас­ сейна вследствие постоянного течения, направленного с востока на запад. Теперь учёные с большой гарантией говорили о наличии такого течения. Норвежец Ф. Нансен сделал Географическому обществу доклад, где при­ вёл доводы в пользу существования течения, распространяющегося от Берин­ гова пролива севернее Новосибирских островов через район полюса к проливу междуШпицбергеном и Гренландией. Нансен считает, что « нужнопопробовать войти в это течение...» Он решил использовать для проникновения в центр Арктики дрейф. Идея не нова —такая идея была в основе плана Де Лонга. Нансен получил поддержку от правительства, помощь оказали различные общества и частные лица. Нансен строит судно «Фрам» («Вперёд») водоиз­ мещением 400 т, оборудованного машиной мощностью 220 индикаторных сил. Обшивка корпуса из четырёх слоёв разных пород дерева. В составе экспеди­ ции 13 человек, включая капитана О. Свердрупа и Нансена. Все норвежцы. 24 июня 1893 г. «Фрам» направился к Югорскому Шару, остановился в становище Хабарово. 28 августа достигли архипелага Норденшельда. Даль­ ний путь преградили льды. «Фрам» пробился сквозь льды и миновал тра­ верз мыса Челюскин. Поначалу «Фрам» медленно дрейфовал на северо-запад с некоторым уклонением к северу. Судно продвигалось медленнее, чем предполагал Нан­ сен —за год «Фрам» прошёл 189 миль и достиг лишь 81° 53'. Нансен понял, что «Фрам» вблизи полюса не пройдёт. 20 ноября 1894 г. Нансен заявил своим товарищам о решении идти к Северному полюсу. Сопровождал его лейтенант Я. Иогансен. 14 марта 1895 г. в точке 84° с. ш., ЮГ 35' в. д. Нансен и Иогансен напра­ вились к Северному полюсу на трех нартах с продовольствием и с 28 соба­ ками. Шли медленно —мешали торосы. Ближе к северу —дорога хуже. Кру­ гом лёд до самого горизонта. Нансен в точке 86° 14' с. ш., 93° в. д. принимает решение отказаться от попытки достичь Северного полюса и следовать к * В. И. Альбанов «На юг, к Земле Франца Иосифа!» 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz