Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

гу прокормить оставшейся провизией ещё 1год. Уходящие люди не представ­ ляются необходимыми на судне, так что теперь я очень рад, что обстоя­ тельства так сложились. Я далёк утверждать, что уход части команды с судна придуман и организован мною. Я еще раз говорю, что покинул бы судно поздно летом на шлюпках, когда убедился бы, что выбиться изо льда мы не можем. Теперь, благодаря предполагаемому раннему оставлению судна боль­ шей частью команды, оставшаяся часть, в крайнем случае, может продер­ жаться еще год с имеемой провизией».* Фрейберг в судовой роли, оформленной в управлении порта Александ- ровск, числился машинистом. Теперь капитан называет его старшим маши­ нистом. Таково устное распоряжение капитана в день отхода группы. Брусилов озвучил своё решение —кого отпускает, кого оставляет. Действительно ли будет достаточно количества людей, остающихся на шхуне, для дальнейшего пребывания «Св. Анны» во льдах Арктики? Действительно ли будет достаточно сил у остающихся людей для спасе­ ния судна в случае появления воды на нём? Достаточно ли будет такого количества людей для управления судном при выходе изо льдов на чистую воду - весьма опасном моменте для судна? Среди оставшихся десяти членов команды два матроса молодые, один — /ученик мореходного училища. Самый опытный моряк —боцман. Среди них Hef механика, кочегара, старшего рулевого, назначаемого из числа наиболее опытных матросов... Капитан всё ещё надеялся освободиться изо льда или поздно летом уйти на ботах. Но куда поздно летом, в Арктике, на ботах смог бы он добраться?... «Жаннетта», о которой вспоминает Брусилов, —паровая яхта водоизме­ щением 420 тонн, оборудована машиной мощностью 200 л. с. Корпус из креп­ кого дуба, на поверхности которого в районе ватерлинии имелась ледовая обшивка из американского ясеня толщиной 7,5 см. До 1879 г. называлась «Пан­ дора». В 1877 г. куплена в Англии для экспедиции к Северному полюсу, сна­ ряжённой на средства Д. Г. Беннетта, владельца газеты «Нью-Йорк Геральд». Яхте дали новое название —«Жаннетта». Начальником экспедиции назна­ чен Джордж Уошингтон Де Лонг. Де Лонг делал ставку на течение, направ­ ленное из Чукотского моря в сторону Северного полюса. Это была экспедиция принципиально нового типа: впервые было пред­ ложено достичь полюса на судне, пассивно дрейфующем вместе со льдом. 8 июля 1879 г. «Жаннетта» покинула Сан-Франциско и направилась к Бе­ рингову проливу. Миновав Берингов пролив, судно вошло в лёд. Через трое суток судно блокировано льдами. Все попытки вырваться к острову Геральд, * «Выписка из судового журнала». 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz