Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

В феврале 1940 года Северный флот терпел большую нужду в угле. В Мурманске все запасы угля были исчерпаны. Большинство тральщиков и других кораблей стояло без топлива. Доставка угля из Архангельска в Мур­ манск была не налажена. Пароход «Чернышевский», гружённый углем для Мурманского порта, не мог выйти из Архангельска за отсутствием ледоко­ лов. В Мурманском порту еще оставался некоторый запас мазута. Поэтому дозор на подходах к Кольскому заливу и губе Печенга стали нести эскад­ ренные миноносцы. Метеорологическая обстановка в Баренцевом море в зиму 1939-1940 года была очень сложной. Адмирал В. И. Платонов, командующий Северным флотом, вспоминал: «Зима в тот год стояла суровая. Морозы часто перева­ ливали за 30 градусов, море парило, и над его темно-синей поверхностью дер­ жался такой плотный и устойчивый туман, что с мостика иной раз не про­ сматривался даже полубак. В такую погоду вода не успевает стекать за борт и замерзает, ложась тяжелым грузом на корабль, что грозит катастрофи­ ческим снижением его остойчивости. Чтобы корабль не перевернулся и не затонул, команда должна день и ночь скалывать лёд. Штормовая погода стояла в среднем в течение 18-19 суток в месяц, пло­ хая видимость 20-22 суток, облачность почти ежедневно».* Экипаж «Моссовета» в этот период состоял из следующих лиц: А. П. Бочек (капитан), Ефимов С. А., Бутко И. А., Алексеев С. А., Хромен- ков С. М., Васильев В. Ф., Малищук П. Я., Калиниченко М. Я., Кормили- цын А. Г., Громов И. И., Федоров М. М., Дьячков А. С., Бесков П. Е., Жу­ равлёв А. Т., Локтев-Загорский И. А., Черкашенко Н. И, Григорьев А. Г., Гладков В. Н., Володин А. 3., машинист Конрад А. Э., кочегары - Баранов П. П., Верескун, Васьков С. С., Посадский В. П., Иванов, Аушев А. Ф., Мо- лас Э. Э., Петров И. С., Арутюнов Г. В., Клушин П. В., Росиков В. В.. В эки­ паже три женщины: Рудакова Е. И., Сухова М. И., Почтарёва А. Д.** Помощником капитана по политической части назначен Петров - ста­ рый путиловский рабочий. «Он принёс с собой 12-летний опыт массово- политической работы, полученный на крупнейшем индустриальном гиган­ те страны», —писала газета «Полярная правда» в 1939 г. Пароход «Моссовет» доставлял продукты и воду на прославленные в то время ледоколы «Г. Седов» и «И. Сталин». Экипаж работал инициативно. Во время рейсов «Моссовет» работал с од­ ной динамо-машиной, другая нуждалась в ремонте, что вызывало определён- * В.И Платонов. «Записки адмирала», М. Воениздат, 1991. ** Архив Мурманского государственного морского пароходства. Фонд Мурманского Арктического пароходства. 15- 1324 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz