Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.
«Экипажи судов энергично работали, готовясь встретить студёную зи мовку. Кто никогда не был в Арктике, тот даже частично не может пред ставить себе, что это такое. Полярная ночь. Вспышки северного сияния. Бе лое холодное безмолвие. Завывание многодневной пурги. Секущий и обжигающий холодом ветер...», — вспомнил А. П. Бочек. Капитаны каравана понимали: только чёткая организация работ позво лит морякам преодолеть трудную зимовку и подготовиться к началу новой навигации. Документы того времени - отчёты капитанов, заметки в газетах сообщали о жизни на судах: отмечались праздники, участвовали в выборах, организовали первомайское шествие по ледяным полям, лыжные пробеги, курсы штурманов. В таком положении караван судов прозимовал до своего освобождения в августе 1938 года. Многие экипажи в тех условиях продемонстрировали отвагу. Среди них и экипаж Балтийского парохода «Моссовет». Экономический Совет при Совнаркоме СССР 4 марта 1939 г. вынес По становление (№ 184), где утверждает план перевозок по Северному морс кому пути в навигацию 1939 г. Наркомвод передает в аренду ГУСМП 19 морских транспортных судов. Среди них —«Моссовет». В июле 1939 года во время плавания от Ленинграда до г. Николаева-на- Амуре Северным морским путем «Моссовет» являлся основной базой пе реводимого на Восток флота. Арктические рейсы в навигацию 1939 года были проведены безаварийно. Рейсовые задания судами выполнены. Капитан «Моссовета» А. П. Бочек, ст. помощник А. Н. Матиясевич, пом- полит Колосов Л. А., ст. механик Терентьев А. А., парторг Шукшин И. И., профорг Войцеховский И. М.. Капитан А. П. Бочек в книге «Всю жизнь с морем» вспоминал: «Техни ческое состояние „Моссовета" позволило немедленно включиться в работу по выполнению других ответственных заданий правительства.» Эти „от ветственные задания “выполнялись осенью 1939 года во время советско-фин- ляндской войны, когда „Моссовет“плавал из Мурманска в Петсамо и всю зиму 1939-1940 годов на Шпицберген за углем. Это были тяжелые рейсы...» Конраду пришлось быть и на этой войне... Для него она —четвёртая. Пер вая —со льдами, торосами, ропаками в походе по льдам Арктики, вскоре — первая империалистическая война, за ней —гражданская. И теперь —с Фин ляндией. Ему шёл пятидесятый год... К созданию Северной военной флотилии Совет Труда и Обороны при ступил в 1932 году. На Север были переведены боевые корабли из состава Краснознамённого Балтийского флота —миноносцы, сторожевые корабли, подводные лодки.В мае 1937 г. Северная военная флотилия была преобра 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz