Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

«Экипажи судов энергично работали, готовясь встретить студёную зи­ мовку. Кто никогда не был в Арктике, тот даже частично не может пред­ ставить себе, что это такое. Полярная ночь. Вспышки северного сияния. Бе­ лое холодное безмолвие. Завывание многодневной пурги. Секущий и обжигающий холодом ветер...», — вспомнил А. П. Бочек. Капитаны каравана понимали: только чёткая организация работ позво­ лит морякам преодолеть трудную зимовку и подготовиться к началу новой навигации. Документы того времени - отчёты капитанов, заметки в газетах сообщали о жизни на судах: отмечались праздники, участвовали в выборах, организовали первомайское шествие по ледяным полям, лыжные пробеги, курсы штурманов. В таком положении караван судов прозимовал до своего освобождения в августе 1938 года. Многие экипажи в тех условиях продемонстрировали отвагу. Среди них и экипаж Балтийского парохода «Моссовет». Экономический Совет при Совнаркоме СССР 4 марта 1939 г. вынес По­ становление (№ 184), где утверждает план перевозок по Северному морс­ кому пути в навигацию 1939 г. Наркомвод передает в аренду ГУСМП 19 морских транспортных судов. Среди них —«Моссовет». В июле 1939 года во время плавания от Ленинграда до г. Николаева-на- Амуре Северным морским путем «Моссовет» являлся основной базой пе­ реводимого на Восток флота. Арктические рейсы в навигацию 1939 года были проведены безаварийно. Рейсовые задания судами выполнены. Капитан «Моссовета» А. П. Бочек, ст. помощник А. Н. Матиясевич, пом- полит Колосов Л. А., ст. механик Терентьев А. А., парторг Шукшин И. И., профорг Войцеховский И. М.. Капитан А. П. Бочек в книге «Всю жизнь с морем» вспоминал: «Техни­ ческое состояние „Моссовета" позволило немедленно включиться в работу по выполнению других ответственных заданий правительства.» Эти „от­ ветственные задания “выполнялись осенью 1939 года во время советско-фин- ляндской войны, когда „Моссовет“плавал из Мурманска в Петсамо и всю зиму 1939-1940 годов на Шпицберген за углем. Это были тяжелые рейсы...» Конраду пришлось быть и на этой войне... Для него она —четвёртая. Пер­ вая —со льдами, торосами, ропаками в походе по льдам Арктики, вскоре — первая империалистическая война, за ней —гражданская. И теперь —с Фин­ ляндией. Ему шёл пятидесятый год... К созданию Северной военной флотилии Совет Труда и Обороны при­ ступил в 1932 году. На Север были переведены боевые корабли из состава Краснознамённого Балтийского флота —миноносцы, сторожевые корабли, подводные лодки.В мае 1937 г. Северная военная флотилия была преобра­ 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz