Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

та». Суда типа «Лесовоз» достаточно проверены в Арктике, но обладают низкой скоростью. По своему техническому состоянию среди них лучшими являлись паро­ ход «Володарский», «Правда». Почти все остальные суда Балтийского па­ роходства не имеют ледовых креплений. Многие считали двойной сквозной рейс, задуманный О.Ю. Шмидтом, невыполнимым делом. Но Александр Павлович Бочек был другого мнения: «Оно нелегкое, но я, так же, как и Шмидт, считаю при известных условиях его вполне выполнимым». До конца февраля в морском управлении Главсевморпути организация этого перехода обсуждалась неоднократно. Большое значение придавалось выбору судна: ему предстояло пройти в тяжелых условиях более тридцати тысяч миль. Бочек остановил выбор на пароходе «Моссовет». Грузовой пароход «Моссовет» построен в 1935 году на судовой верфи Бур- мейстер и Вайн, спуск на воду произведен в Дании, в Копенгагене в декабре 1935г., освидетельствован в мае 1936г. Порт приписки —г. Ленинград. «Моссовет» имел ледовые подкрепления и обладал, казалось бы, всеми данными для похода, хотя у него было слабое место —он предназначался для перевозки леса, а это значит, что судно не имело твиндеков и попереч­ ных переборок между носовым и кормовым трюмами, поэтому по прочнос­ ти уступало многим судам. «Моссовет» в Ленинградском порту укомплектовали хорошим экипажем. Старпомом назначен штурман дальнего плавания Алексей Михайлович Матиясевич, один из блестящих судоводителей морского флота, неоднок­ ратно плававший в Арктике. Вторым помощником поставили Лазаря Мои­ сеевича Шатуновского, штурмана дальнего плавания, квалифицированно­ го эксплуатационника. Старшим механиком был один из лучших механиков Балтийского пароходства Александр Алексеевич Терентьев. Подстать ко­ мандному составу машинная и палубная команды. 10 июля 1937 г. «Моссовет» выходит из Ленинграда в г. Мурманск. 20 августа прибыл в Петропавловск-на-Камчатке. «Расстояние в шесть тысяч девятьсот миль, из них две тысячи восемьсот арктическим районом «Моссовет» прошёл за тридцать пять суток, включая стоянку в Мурманске, на острове Диксон и во льдах моря Лаптевых. При этом пароход не получил никаких повреждений корпуса, руля и винта, механизмы находились в полной исправности, а команда была здорова и радовалась на­ половину выполненному заданию». 25 августа полностью загрузившись, «Моссовет» вышел в обратный путь. В начале сентября движение «Моссовета» замедлилось. У пролива Виль­ кицкого встретил сплошной лёд. Двигаться без ледокола дальше было нельзя. Тем временем у пролива стали накапливаться другие суда. 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz