Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.
та». Суда типа «Лесовоз» достаточно проверены в Арктике, но обладают низкой скоростью. По своему техническому состоянию среди них лучшими являлись паро ход «Володарский», «Правда». Почти все остальные суда Балтийского па роходства не имеют ледовых креплений. Многие считали двойной сквозной рейс, задуманный О.Ю. Шмидтом, невыполнимым делом. Но Александр Павлович Бочек был другого мнения: «Оно нелегкое, но я, так же, как и Шмидт, считаю при известных условиях его вполне выполнимым». До конца февраля в морском управлении Главсевморпути организация этого перехода обсуждалась неоднократно. Большое значение придавалось выбору судна: ему предстояло пройти в тяжелых условиях более тридцати тысяч миль. Бочек остановил выбор на пароходе «Моссовет». Грузовой пароход «Моссовет» построен в 1935 году на судовой верфи Бур- мейстер и Вайн, спуск на воду произведен в Дании, в Копенгагене в декабре 1935г., освидетельствован в мае 1936г. Порт приписки —г. Ленинград. «Моссовет» имел ледовые подкрепления и обладал, казалось бы, всеми данными для похода, хотя у него было слабое место —он предназначался для перевозки леса, а это значит, что судно не имело твиндеков и попереч ных переборок между носовым и кормовым трюмами, поэтому по прочнос ти уступало многим судам. «Моссовет» в Ленинградском порту укомплектовали хорошим экипажем. Старпомом назначен штурман дальнего плавания Алексей Михайлович Матиясевич, один из блестящих судоводителей морского флота, неоднок ратно плававший в Арктике. Вторым помощником поставили Лазаря Мои сеевича Шатуновского, штурмана дальнего плавания, квалифицированно го эксплуатационника. Старшим механиком был один из лучших механиков Балтийского пароходства Александр Алексеевич Терентьев. Подстать ко мандному составу машинная и палубная команды. 10 июля 1937 г. «Моссовет» выходит из Ленинграда в г. Мурманск. 20 августа прибыл в Петропавловск-на-Камчатке. «Расстояние в шесть тысяч девятьсот миль, из них две тысячи восемьсот арктическим районом «Моссовет» прошёл за тридцать пять суток, включая стоянку в Мурманске, на острове Диксон и во льдах моря Лаптевых. При этом пароход не получил никаких повреждений корпуса, руля и винта, механизмы находились в полной исправности, а команда была здорова и радовалась на половину выполненному заданию». 25 августа полностью загрузившись, «Моссовет» вышел в обратный путь. В начале сентября движение «Моссовета» замедлилось. У пролива Виль кицкого встретил сплошной лёд. Двигаться без ледокола дальше было нельзя. Тем временем у пролива стали накапливаться другие суда. 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz