Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

В это время шла подготовка к финляндской войне. Экстренный перевод с одного судна на другое объяснялся нехваткой кадров на судах, направляе­ мых в район военных действий. Какова роль парохода «Моссовет» в торговом флоте страны, какую ра­ боту выполнял, кто капитан «Моссовета», состав команды в это время?Све- дения такие есть, они интересны, но относятся ко времени, когда Конрад на «Моссовете» еще не работал. В 1929 году был основан порт Игарка. Ледокольные пароходы ежегодно ходили в Карское море, которое к этому времени считалось уже наиболее изученным для судоходства. Тогда же началось освоение восточного участка Северного морского пути. Расширение объема работ по водному транспорту потребовало совершен­ ствования управления отраслью. 30 января 1931 года образован Народный комиссариат водного транспорта (НАРКОМВОД). 17 декабря 1932 года Совнарком СССР создал Главное Управление Се­ верного морского пути —ГУСМП. Перед ним поставлена задача: оборудо­ вать Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива и обес­ печить безопасность плавания по нему. Начальником ГУСМП назначен полярный исследователь О. Ю. Шмидт. О. Ю. Шмидт направил заместителю Наркомвода письмо: «В навигацию 1937 года по плану Главсевморпути предусмотрен рейс грузового судна по маршруту Ленинград —Камчатка и обратно в одну навигацию. Придавая огромное значение этому рейсу и для успешного его выполне­ ния, прошу найти возможным назначить капитаном судна, на которое будет возложено выполнение задания, тов. Бочека А.П. И предоставить ему воз­ можность подбора парохода из числа судов Балтийского морского пароход­ ства, в счет выделяемых Наркомводом для арктических рейсов судов». Ка­ кие суда были выделены? Было генеральное соглашение ГУСМП с Наркомводом. Договора заклю­ чены даже на явно непригодные, технически не соответствующие требовани­ ям Арктики суда, не имевшие никакой гарантии быть выпущенными в рейс. В марте 1937 года суда, намеченные НКВОДОМ для передачи в тайм- чартер на предстоящую арктическую навигацию в количестве 20 единиц в значительной своей часто состояли из старых, часто на вполне удовлетво­ рительных по своему техническому состоянию, тихоходных и не приспо­ собленных к условиям Арктического плавания судов. Между тем, Балтийское пароходство имело в своем распоряжении шесть судов арктического типа, а именно: три парохода типа «Моссовет» (Датс­ кой постройки) и три парохода типа «Валерий Межлаук». Северное пароходство имело пять пароходов арктической постройки (построены в Англии) типа «Арктики». Скорость больше, чем у «Моссове­ 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz