Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

Рабочей силы в траловом флоте не хватало. В Карелии, Архангельской и Ленинградской областях было завербовано около 2500 человек. Александр Конрад в числе завербованных. Здесь до 1932 г. работает кочегаром. Затем с 1932 по 1937 г. Конрад в Балтийском государственном морском пароходстве. Уволился по сокращению штатов. С 1937-1939 гг. на фонар­ ном заводе. Уволился «по собственному желанию». В другом документе со­ общается, что «машинист Александр Конрад работал в Беломорском торго­ вом порту с 27 февраля 1934 г. Уволен 9 января 1938 г.» Так на запрос заместителя начальника Мурманского государственного морского пароход­ ства по кадрам Глазачева Н. В. ответил радиограммой начальник Беломор­ ского торгового порта Елыпин. Причина увольнения в ответе не указана. С 9 января 1938 года Конрад в Ленинграде, нигде не работает. Жена Кон­ рада в письме И. Д. Папанину утверждает, что «его сняли с парохода и не принимали на работу, т. к. у него не русская фамилия». В стране в это время шла кампания по борьбе с «врагами народа». Нео­ боснованные аресты руководителей пароходств, портов, капитанов судов и рядовых моряков имели место. Были сменены почти все начальники паро­ ходств. Конрад не был ни арестован, ни репрессирован. А факт —не русская фамилия, не был, я считаю, препятствием приёма его на работу. Причина иная —поведение Конрада. В анкетном листе отмечено: «Взысканиям ни в каких организациях не подвергался. К суду и следствию, к наказаниям в судебном и администра­ тивном порядке не подвергался ни до революции, ни после». В 1939 г. Конрад принят (латышская фамилия приему не помешала) в Балтийское морское пароходство машинистом. Номер записи в «Листе пе­ ремещения по службе» —12-й. Запись —последняя в анкетном листе. 22 сентября 1939 года на основании Постановления Экономического Совета при СНРК СССР № 34 от 14.09.1939 г. издан Приказ Народного Комиссара Морского Флота СССР № 239 «Об организации Мурманского государственного морского сухогрузного и пассажирского пароходства» в г. Мурманске. Фортученко А. Д. назначен исполняющим обязанности на­ чальника создаваемого морского пароходства (МГМП) и оставлен в долж­ ности начальника порта. Приказом предусматривалась передача с баланса Балтийского и Се­ верного Государственных морских пароходств соответственно на баланс создаваемого Мурманского пароходства судов Балтийского морского па­ роходства —«Унжа», «Мета», «Шелонь», «А. Марти», «Спартак», «Више- ра», «Кама», «Эльтон» и судов Северного Государственного морского паро­ ходства — «Пролетарий», «Герцен», «Субботник», «Сосновец». Суда подготавливают к передаче в Мурманское пароходство. 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz