Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

ство и разбой. Не допускайте расстройства нашихрядов, хотя бы пришлось прибегнуть к самым крутым мерам для неисправных...» Вот таков приказ. С приказом ознакомился комиссар Заполянский. 30 января по распоряжению Иващенко-Луценко ознакомили солдат 18 Сибирского стрелкового полка. Конрад в биографии указал: «С начала Октябрьской революции оста­ юсь на фронте до 1922 года». На вопрос анкетного листа: «Участие в граж­ данской войне (гле, в качестве кого, с какого по какой год)» ответил: «1918 год на Калединском фронте, в 1919 году на Колчаковском, 1920, 1921 гг. на Унгерновском фронте. Рядовой». На восемнадцатый вопрос анкетного листа «Отбывал ли воинскую обя­ занность в Красной армии (часть, время, в качестве кого, последняя долж­ ность)» ответ такой: «В Красной армии с 1918 г. до 1920. С 1920 г. в Красном флоте по 1922 г. Рядовой». Демобилизовался после разгрома барона Р.Ф. Унгерна. Не указал Конрад, где конкретно находились части армии и флота в боях против войск Колчака и дивизии Унгерна. После гражданской войны Александр мог работать в Петербургском пор­ ту. В это время Черноморские порты были закрыты, Архангельский и Бал­ тийский порты имели огромную нагрузку. Большое значение приобретает порт Ревель и начавший восстанавливаться Мурманский порт. Начинается восстановление морского транспорта. Восстановление на­ чато с очистки причалов, подготовки акваторий портов, ремонта наиболее сохранившихся портовых судов и плавсредств. Решается кадровая проблема. Из армии в отрасль возвращены опытные специалисты, начата подготовка транспортников массовых профессий. Одновременно реформировался центральный аппарат. В июле 1921 г. было утверждено Положение о Народном комиссариате путей сообщения РСФСР (НКПС). В состав наркомата вошли четыре транспортные подо­ трасли: железнодорожный, морской, речной и местный транспорт. С целью перевода морского флота на хозяйственный расчёт в составе НКПС 13 июня 1922 г. был учреждён Государственный торговый флот (Го- сторгфлот) (председатель —Д. В. Полуян). Торговые порты в состав объединения не вошли и подчинялись специ­ альному Центральному управлению. Вместо многочисленных контор орга­ низованы самостоятельные государственные пароходства: Северное, Бал­ тийское, Черноморско-Азовское и Каспийское. Создана государственная Экспедиция подводных работ особого назначения —ЭПРОН, сыгравшая большую роль в расчистке акваторий от затонувших кораблей, судов и в пополнении транспортного флота. В 1923 г. Госторгфлот имел 249 морских пароходов, которые плавали на всех морях. Успехи были, но частного порядка. В целом морской транспорт 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz