Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

К 1912 г.: —еще не был изучен гидрологический режим и батиметрия Карского моря за весь период судоходства. Началом этих работ считают 80-е годы XIX века; —ещё не было общей телеграфной сети. Только в середине июля из Ар­ хангельска отправилась экспедиция для устройства радиотелеграфных стан­ ций в Югорском Шаре, на острове Вайгач и на восточном берегу Байдарац- кой губы. Эти станции будут играть великую роль в развитии отношений Европы с Сибирью. Ими будет обслуживаться южный путь к устьям рек Оби и Енисея, т.е. пути через Югорский Шар и вдоль берегов Ямала; —не было для столь дальнего и сложного пути навигационных, картог­ рафических и справочных материалов. Не было лоций и навигационных ограждений. Знали ли Г. Л. Брусилов и его дядя Б. А. Брусилов, наспех снаряжая эк­ спедицию, различные мнения гидрографов о доступности Карского моря? Конечно, знали. Брусилов видит лёд в проливе Югорский Шар, слышит предупрежде­ ния опытных капитанов. Отмечает, что судно —во льдах, «непроходимых» для него. Но идёт в Карское море. Упорно ищет проход во льдах. Ветер в это время северо-восточный, сильный и не ослабевает. Эти факторы —свидете­ ли, по мнению многих гидрографов, того, что Карское море в то время было недоступно для «Святой Анны». В тех условиях большую роль играл путь, намеченный капитаном в пре­ делах моря. В «Выписке...» Г. Л. Брусиловым рассказано, как по воле сильных вет­ ров, льдов Карского и Баренцевого моря, льдов рек Оби, Енисея, Кары и её притоков и по его указанию шхуна лавировала во льдах Карского моря. Он явно принял к сведению мнение и советы Шокальского и Полилова: не останавливаться перед льдами Югорского Шара, а смело идти на восток. Лавирование почти две недели в Карском море по намеченному капита­ ном пути привело к потере времени. «Св. Анну» всё дальше уносит в гене­ ральном направлении на север. Интересуюсь мнением капитанов, штурманов о правильности пути, из­ бранном капитаном внутри Карского моря. Мнения различны. Большинство уверено: «Надо было идти южнее». Другие категоричны: «Надо было оставить судно и обосноваться на бе­ регу Ямала...» Третьи считают: «Что об этом говорить? Нужно знать все нюансы их по­ ложения, почему взято то или иное направление. Нас в то время среди них не было и судить о правильности выбранного капитаном пути не следует». 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz