Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.
ют, что необходимы тщательные промеры дна Карского моря, картографи ческая съёмка берегов, установка морских знаков на побережьях, устрой ство наблюдательных станций и складов. Известный океанолог Ю. М. Шокальский уже в то время также считал Карское море доступным. Он приводит сведения: из 50 судов, пользовавших ся в период с 1874 г. по 1892 г. морским путем в Сибирь, 25 совершили плава ние благополучно, 15 не дошли по назначению и вследствие трудностей вер нулись обратно и 10 потерпели крушение. «Из числа последних только 3 получили повреждения в самом Карском море и притом, главным образом, во время зимовки, а не во время плавания». Ю. М. Шокальский считает, что «причиною неудач в большинстве случа ев следует признать лишь наше плохое знакомство с условиями распределе ния льдов». Он устанавливает правила, которыми должны руководствоваться суда, идущие в Сибирь: —время навигации —от конца июля до середины сентября, —идя на восток, лучше всего пользоваться Югорским Шаром или Кар скими Воротами; —«суда, вошедшие в Карское море через Карские Ворота или Югорским Шаром предпочтительно должны идти вдоль берега материка, чтобы из бегнуть встречи со льдами в открытом море». Шокальский останавливается на мерах, которые должны облегчить пла вание в Сибирь. Это те же меры, что были указаны Норденшельдом, Дарме- ром, Бальмером. Прежде всего - гидрографическое обследование проливов, организация станций для гидро-метеорологических наблюдений в Югорс ком Шаре и соединение этой станции телеграфом с Европой для передачи сведений о состоянии льдов. Доктор Франц признает трудно осуществимыми и непрактичными те меры, которые обычно предлагались для облегчения плавания в Карском море. Го раздо более важными он « признает следующие два условия: — наличность опытных, хорошо знакомых с особенностями плавания в ледовитых морях, обладающих достаточным мужеством и в особенности терпением капитанов и испытанного в плаваниях экипажа, — надлежащее снаряжение и приспособленность судов для плавания сре ди льдов». Исследователи Дальман и Виггинс также считают, что в плавании гро мадное значение имеют опытность и личные качества капитана. К числу сторонников северного морского сообщения с Сибирью принад лежал и адмирал С. О. Макаров. Из личного опыта он убедился в доступнос ти Карского моря для плавания, считал, что « льды Карского моря значительно 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz