Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

Известный исследователь полярных путей Петтерсен предлагает устро­ ить промежуточную складочную станцию на Вайгаче, причём отмечает, что «между Вайгачём и сибирскими реками сообщения должны поддерживаться специально приспособленными для плавания судами». А более удобным для прохода в Карское море считает пролив Карские Ворота, как более широ­ кий и чаще свободный ото льда. Югорский Шар, по его мнению, менее при­ годен —узкий и чаще занят льдами. Капитан Дармер и Норденшельд считают, что «морское сообщение с Сибирью для торговых целей вполне осуществимо, хотя может быть и не каждый год». Дармер высказывает даже уверенность, что такое сообщение рано или поздно будет осуществлено. Но трудностей придётся преодолеть много ввиду «крайней изменчивости состояния льдов, столь характерной для Карского моря». По мнению Дармера «доступность Карского моря оп­ ределяется главным образом доступностью южных проливов, из которых наиболее посещаемый Югорский Шар». Поэтому достаточно иметь сведе­ ния о состояние льдов в Югорском Шаре, чтобы судить, считает Дармер, о доступности Карского моря в данном году. Ховгаард также предлагал пользоваться преимущественно Югорским Шаром. Он считает, что « при ослаблении северо-восточных ветров льды вго­ няются обратно в Карское море, вследствие чего пролив освобождается ото льда. Кроме того, пройдя ЮгорскийШар и направляясь в Карское море на вос­ ток, мы пересекаем это море в более узком месте, чем идя в томже направле­ нии от Карских ворот. Следовательно, и затруднения со стороны льдов, если они будут встречены в море, в первом случае должны быть меньше ». Балтер склонен решать вопрос о доступности Карского моря для плава­ ния и о пригодности его как торгового пути с Сибирью, но со многими ого­ ворками. Он считает, что окончательное решение этого вопроса, возможно, будет лишь после того, как непрерывно ведущимися в течение продолжитель­ ного времени наблюдениями будет полно и всесторонне изучена гидрология Карского моря, в особенности состояние его льдов. « Состояние льдов в этом море, — считает Балтер, — отличается крайней изменчивостью». Тем не ме­ нее, признавал, что « нельзя привести ни одного года, когда плавание к устьям Оби и Енисея было совершенно невозможным для прочного и хорошо снаряжен­ ного парохода, идущего под командой опытного, терпеливого и смелого капи­ тана. Неудачи в большинстве случаев объясняются или недостатком терпе­ ния, или неопытностью капитана, или плохим состоянием судна». Многие исследователи признают наиболее удобным для сообщения с Карским морем Югорский Шар, который благодаря своему южному поло­ жению находится в наиболее благоприятных условиях нагревания; счита­ 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz