Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.
Ощущали сильный толчок. Но ничего на судне и на льду не заметили. 31 октября 1913 г. разбирают на дрова переборки в коридоре гребного вала и кладовые под полубаком. Оторваны на дрова доски внутренней обшивки фальшь-борта, т. е. кор пус практически голый. Сняли дерево-сегерсы у косых парусов и внутрен нюю обшивку в рубке-столовой. Палуба тлела там, где через неё проходит камбузная плита. Декабрь 1913 г. Разбирают на дрова переборку между цистернами. Толчки очень сильные. Лёд нажимало на форштевень... В дневнике Валериана Ивановича горькие слова: «с болью в сердце от рывается каждая доска от бесчисленных переборок. Кучка людей всё теснее и теснее сбивается в глубине трюма, отчаянно отбиваясь от беспощадной суровой стихии». Все повреждения создавали на шхуне аварийную ситуацию. Повреждения влияли на наиболее значимые мореходные качества судна —прочность, остойчи вость, плавучесть, непотопляемость, ходкость, маневренность. Трещина, через которую вода проникала, увеличивалась. Вода поступа ла постоянно, потому и откачивают воду постоянно. Сможет ли команда из 11 человек (с приходом Анисимова) выкачивать воду постоянно одновре менно из коридора гребного вала, машинного отделения и из трюма, как это делала вся команда длительное время? Сможет ли команда из 11 человек управлять судном, имеющим такие повреждения? На эти вопросы конкретно нам никто не ответит. Ответ мог дать тот, кто был среди них. Перечисленные капитаном повреждения создавали аварийные ситуации. Что считали авариями в начале XX века на парусно-паровых судах? В «Спутнике помора» (справочник, ежегодник) на 1913 год (издание общества моряков Торгового флота Русского Севера под редакцией И. П. Буркова и А. Е. Лаврентьева) так сказано об авариях: «Морские убыт ки или аварии суть четырёх родов: первый род морских убытков есть ава рия малая, второй род —авария простая и частная, третий род —авария большая и общая, четвёртый род —авария взаимного вреда». 10 апреля 1914 года «Святая Анна» спокойно спит на своём ледяном ложе. А как повлияют имеющиеся повреждения на мореходные качества судна, если оно выйдет на открытую воду? С этими вопросами обращаюсь к опыт ным мореходам. Капитаны, штурманы, механики, кочегары паровых судов, с кем беседо вала и расспрашивала о степени опасности для шхуны перечисленных Бруси ловым повреждений, считали их не опасными даже в тех условиях, в каких была «Св. Анна». Но обратили внимание, что «на судне могут быть кроме 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz