Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.
Была ли авария на «Святой Анне»? Зная положение дел на судне, его техническое состояние, учитывая не предсказуемое поведение льдов и ветров в Арктике, Альбанов не мог ска зать, что будет со «Святой Анной» в дальнейшем. Причина ухода 14 членов экипажа вследствие аварии на шхуне не выс казывалась ни капитаном в «Выписке из судового журнала», ни штурманом в своём дневнике. Матрос Александр Конрад причиной своего ухода со шху ны называет аварию. Какая авария? Или считал техническое состояние шхуны аварийным? Капитан сообщает о повреждениях, приводит их описание и говорит о мерах по устранению. Матрос Конрад предвидит последствия, к каким могут привести в той ситуации имеющиеся повреждения, делает выводы и уходит со штурманом. Возможно, матрос лучше знал техническое состояние судна, чем написано у Брусилова и Альбанова, т.к. непосредственно выполнял работы, связанные с обслуживанием и ремонтом судна. В «Выписке...» капитан сообщает о таких повреждениях: 5 сентября 1912 г. судно начало зажимать. Пробиваются во льду, кото рый местами довольно толст. Часто дают задний ход для разгона. При пово роте лопнул бизань-шкот. Легли в дрейф, чтобы заменить лопнувший шкот. 9 сентября закрепились ледяным якорем за льдину. 10 сентября 1912 г. шуга и сало. Согнули румпель при ударах задним ходом. Создалась аварийная ситуация —управлять судном не могут. Ремонт производят с 9 часов вечера до 5 часов утра. 11 сентября 1912 г. Молодой лёд достигал толщины 6 вершков. Убеди лись в невозможности идти дальше. Ветер 6 баллов. Лёд нажимает. Треск и скрип слышен постоянно. Судно приподнялось на 1 фут. Обшивка шлюпки проломана. Оставили на льдине якорь. Заведены два стоп-анкера и выбирали на брашпили. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz