Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

О шхуне «Святая Анна» Парусно-паровая шхуна «Святая Анна» построена в 1867 г. Куплена в Анг­ лии. Деревянная, старая. Называлась «Ньюпорт», «Пандора II». «Бленкатра». «Судно хорошее, —считает Валериан Иванович, — она ещё постоит за себя ...» Ходила по Енисею. Журнал «Русское судоходство» писал: «Шхуна производит весьма благоприятное впечатление в смысле основательности всех деталей корпуса. Материал первоклассный. Обшивка тройная, дубовая. Подводная часть обтянута листовой медью». Журнал «Новое время» сообщал: «Корабль прекрасно приспособлен для сопротивления давлению льдов и в случае последней крайности может быть выброшен на поверхность льда». Длина между перпендикулярами 146 фут, ширина 25 фут и 5 дюймов, углубление интертрюма 12 фут и 2 дюйма. Стройный, высокий, правиль­ ный рангоут. Машина —компаунд с холодильником 41 л.с. Водоизмещение 231 регистровых тонн. Брусилов писал матери 2 сентября 1912 г. с Югорского Шара: «Если бы ты видела нас теперь, ты бы не узнала. Вся палуба загружена досками, брёв­ нами и бочонкам. В большом салоне половина отгорожена и навалены сухари...» Продовольствие закупалось в Петербурге, в Трондхейме и в Александ­ ровске. «Кладовые и трюм были набиты всевозможным провиантом и дели­ катесами. Чего только там не было... Орехи, конфеты, шоколад, фрукты, ананасы, различные консервированные компоты варенье, печенье, пряники, пастила и много другого, вплоть до самого существенного, до консервирован­ ного мяса и целых штабелей муки и крупы», - сообщает Альбанов. Но мало- помалу начали пустеть её кладовые. Судьба «Св. Анны» волновала Валериана Ивановича. Рассказывая о пос­ леднем дне пребывания на судне, он задаёт себе вопрос: «Да, любопытно, что ждёт тебя, „Святая Анна"? Суждено ли тебе и дальше спокойно проспать 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz