Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.
Он активно участвовал в организации Полярной комиссии Российской Академии Наук. Вскоре работы приостановлены. В марте 1920 г. его командировали в Норвегию для снаряжения экспедиции в помощь ледоколу «Соловей Буди- мирович», унесённому дрейфующими льдами из Индигской губы в Карс кое море с 85-ю пассажирами. «Моими трудами, при содействии профессора Нансена и капитана Шек- лтона был получен из Англии ледокол „Святогор" и на нём совместно с капи таном Свердрупом совершена экспедиция в Карское море. Летом 1920 г. ледо кол „Соловей Будимирович “был найден во льдах». Удалось вместе с опытным капитаном О. Свердрупом успешно провести спасательную операцию. О ней много писали, но имя главного инициатора этого предприятия JI. Л. Брейт- фуса лишь иногда упоминается. Он пробыл в Христиании до октября 1921 г. Посещает Берлин, где был зачислен работником Зоологического музея, где работал в молодости. «Возвращаться в Россию из-за голода я нерешился. Сконца 1921 г. я перебрался в Берлин, с тех пор так и живу здесь безвыездно, занимаясь научно-литературной деятельностью, которая имеет прямое отношение к русским вопросам».* Свою громадную библиотеку он передал на сохранение Полярной комиссии Академии наук, с собой взял только днев ники и переписку с полярными исследователями. «Особенно близко я прикоснулся к СССР с 1923 г., когда стал принимать близкое участие в работах Международного общества по исследованию по лярной области с помощью воздушного корабля».** В 1925 году им опубликован обзор полярных исследований за период с 1912 г. по 1924 год. Период 1910-1918 гг. ознаменовался в Германии значительным прогрес сом в деле сооружения воздушных кораблей. Это обстоятельство дало по вод бывшему командиру воздушного корабля капитану Вальтеру Брунсу вспомнить о работах Гергезелля и выступить в январе 1919 г. на заседании Общества Естествоиспытателей в Герлице с докладом о возможности трансарктического сообщения из Европы в бассейн Тихого океана с помо щью воздушного корабля. Пропагандируя эту идею, капитан Брунс вполне отдавал себе отчёт в том, что проект его должен быть, прежде всего, оценён со стороны специалистов географов, метеорологов и воздухоплавателей и тогда уже можно предла гать его для широкого практического осуществления. Вскоре под председа тельством директора геодезического Института в Потсдаме проф. Колыпют- *В. А. Волков. «Неизвестный исследователь Арктики». —«Полярный архив», т. 1, М. 2003. ** Там же. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz