Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

значение для решения вопросов о циркуляции гидро и аэросферы. Работа Гел- ланд - Гансена и моя о Норвежском море, которую Вы получили, Вам пока­ жет, какое большое значение я придаю этой проблеме. Мы сейчас гадаемлишь при помощи гипотез отом, что существует в неизвестных областях. Во вре­ мя такой поездки, возможно, будем изучать распределение и состав ледяной поверхности в Полярном бассейне, что также имеет большое значение для проблемы циркуляции моря. В случае, если воздушному кораблю явится воз­ можность опускаться вразных местах на лёд и задерживаться на несколько часов на одномместе, томогут быть произведены весьма ценные океаногра­ фические наблюдения и промеры, сбор морской воды, наблюдения темпера­ туры на различных глубинах. Ко всему этому будут получены ещё очень цен­ ные исследования над полярною атмосферою в различных слоях». * Для осуществления этого проекта летом 1910 г. состоялась поездка графа Цеппелина, профессора Гергезелля и других лиц на Шпицберген. -Участники экспедиции пришли к заключению, что «полярные страны являются особенно благоприятными для применения воздушных кораблей, при условии, конечно, что последние будут настолько усовершенствованы, что явятся в состоянии летать непрерывно в течение нескольких дней, и будут достаточно сильны в борьбе с ветром». Именно Л. Л. Брейтфус подал очень смелую по тем временам мысль: при­ менить самолёт для поисков экспедиций, пропавших в Арктике, используя идею профессора Гергезелля о применении самолётов в Арктике для гео­ графических исследований. И поднялся в небо Арктики самолёт —гидроплан «Морис Фарман», доставленный для полётов в Арктике по инициативе Л. Л. Брейтфуса. Имен­ но этот самолёт впервые поднялся в небо Арктики, управляемый знакомым Брейтфуса - поручиком Я. И. Нагурским. Лейтенант Нагурский совершил ряд полётов около Новой Земли над Баренцевым морем, причём он подни­ мался до 76° 16' северной широты. Дальнейшие полёты на аэроплане в полярной области были повторены в большом масштабе Миттельгольцером (1923 г.), Амундсеном (1925 г.), Бирдом (1926 г.), Вилькинсом (1928 г.). А Брейтфус свою инициативу развил дальше. Вместе с Нансеном они со­ здали международную организацию «Аэроарктика». Он активно участвовал в работе созданного общества, издавал журнал этого общества. В мае 1918 г. Брейтфус в Петербурге, затем на Мурмане, в Александ­ ровске. Командировка имела целью восстановление Мурманской биологи­ ческой станции, пострадавшей во время войны.** *Л. Л. Брейтфус. «Проект капитана Брунса». —журнал «Природа», № 7-12,1924 г., стр. 86. ** Попов С.В. «Л. Л. Брейтфус —исследователь Арктики». —Журнал «Земля и Все­ ленная», № 5,1990.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz