Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

ность и предлагал расширить район исследований на Белое и Карское моря. Но Брейтфус и деятельность экспедиции подвергается критике. Раздались голоса за прекращение работы экспедиции. Другие настаивали на продол­ жении и углублении научно-промысловых исследований, а также на «необ­ ходимости их переориентации на удовлетворение непосредственных нужд промысла».* В 1912 г. Брейтфус заведует гидрометеорологической службой Главно­ го Гидрографического управления. Он энергично берётся за создание пер­ вых четырёх полярных станций в Карском море, активно поддерживает гид­ рографическую экспедицию Северного Ледовитого Океана на ледокольном пароходе «Таймыр» и «Вайщч». Брейтфус «один из первых, кто в русской гидрографии признал огромное значение снаряженных на частные Средства полярных экспедиций Г. Л. Бру­ силова, Г. Я. Седова, В. А. Русанова. Именно он одним из первых ломал голо­ ву над тем, где искать экспедиции и как оказать им помощь. Это он выехал в Норвегию для приобретения судов «Герта» и «Эклипс» и убедил капитана нансенского «Фрама» О. Свердруппа стать руководителем спасательной экс­ педиции на «Эклипсе».** Руководителю спасаітельной экспедиции на «Гер- те» Е. Когану помимо поисковой работы Брейтфус называет пункты, где не­ обходимо проводить гидрологические и гидрографические работы. В этот год в небо Арктики поднялся самолёт. Кому принадлежала идея использовать для поисков пропавших экспедиций в Арктике самолёт? Ответ на этот вопрос следует из статьи Брейтфуса: «Арктическая область. Её природа, задачи и цели изучения», изданная отдельным тиражом Междуна­ родным Обществом по изучению Арктики при помощи воздушного корабля. После того, как один из первых больших цеппелинов совершил в 1907 году значительный полёт над сушей, мысль применить воздушный корабль для географических исследований впервые зародилась «у директора аэро­ логической обсерватории в Линденберге близ Берлина проф. Гергезелля». Совещания по этому поводу привели к решению осуществить этот проект в полярных странах. Фритьоф Нансен, как наиболее компетентный дать ре­ шающее заключение по этому вопросу, писал профессору Гергезеллю в 1909 г.: «...B чисто географическом отношении такие путешествия с воздуш­ ными кораблями дадут громадные результаты даже при условии, если не будет произведено спусков на поверхность. Они укажут на распределение суши и моря довольно точно и позволят сделать важные заключения о то­ пографии неизвестной еще части полярной области, что имеет громадное * Ю. Лайус. «Первопроходцы». —газета «Рыбак Севера», № 35,1996 г. ** Журнал «Земля и Вселенная», № 5,1990. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz