Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.
ность и предлагал расширить район исследований на Белое и Карское моря. Но Брейтфус и деятельность экспедиции подвергается критике. Раздались голоса за прекращение работы экспедиции. Другие настаивали на продол жении и углублении научно-промысловых исследований, а также на «необ ходимости их переориентации на удовлетворение непосредственных нужд промысла».* В 1912 г. Брейтфус заведует гидрометеорологической службой Главно го Гидрографического управления. Он энергично берётся за создание пер вых четырёх полярных станций в Карском море, активно поддерживает гид рографическую экспедицию Северного Ледовитого Океана на ледокольном пароходе «Таймыр» и «Вайщч». Брейтфус «один из первых, кто в русской гидрографии признал огромное значение снаряженных на частные Средства полярных экспедиций Г. Л. Бру силова, Г. Я. Седова, В. А. Русанова. Именно он одним из первых ломал голо ву над тем, где искать экспедиции и как оказать им помощь. Это он выехал в Норвегию для приобретения судов «Герта» и «Эклипс» и убедил капитана нансенского «Фрама» О. Свердруппа стать руководителем спасательной экс педиции на «Эклипсе».** Руководителю спасаітельной экспедиции на «Гер- те» Е. Когану помимо поисковой работы Брейтфус называет пункты, где не обходимо проводить гидрологические и гидрографические работы. В этот год в небо Арктики поднялся самолёт. Кому принадлежала идея использовать для поисков пропавших экспедиций в Арктике самолёт? Ответ на этот вопрос следует из статьи Брейтфуса: «Арктическая область. Её природа, задачи и цели изучения», изданная отдельным тиражом Междуна родным Обществом по изучению Арктики при помощи воздушного корабля. После того, как один из первых больших цеппелинов совершил в 1907 году значительный полёт над сушей, мысль применить воздушный корабль для географических исследований впервые зародилась «у директора аэро логической обсерватории в Линденберге близ Берлина проф. Гергезелля». Совещания по этому поводу привели к решению осуществить этот проект в полярных странах. Фритьоф Нансен, как наиболее компетентный дать ре шающее заключение по этому вопросу, писал профессору Гергезеллю в 1909 г.: «...B чисто географическом отношении такие путешествия с воздуш ными кораблями дадут громадные результаты даже при условии, если не будет произведено спусков на поверхность. Они укажут на распределение суши и моря довольно точно и позволят сделать важные заключения о то пографии неизвестной еще части полярной области, что имеет громадное * Ю. Лайус. «Первопроходцы». —газета «Рыбак Севера», № 35,1996 г. ** Журнал «Земля и Вселенная», № 5,1990. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz