Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.

Разрешение к выходу получено от Главного правления Общества спаса­ ния на водах, а патенты на подъём русского флага получены от генерально­ го консула в Христиании господина А. А. Теттермана. Благополучно завершился переход этими ботами и в марте 1903 г. они были в Александровске. 11 апреля 1903 г. на крейсере «Великая княгиня Ксения Александров­ на» отслужен молебен и оба бота, подняв флаги, начали кампанию. «Боты-крейсеры „Великая княгиня Ксения Александровна“, „Великий князь Александр Михайлович “назначены с 1апреля по 1ноября для постоян - ного и непрерывного крейсерства в промысловом пространстве Мурманского побережья с целью оказания помощи преимущественно судам промышленни­ ков, снимать в опасных случаях с них экипаж и буксировать малые суда в ближайшие становища. Была разработана инструкция о деятельности бо­ тов. Бот „Великая княгиня Ксенш Александровна “имеет своею станциею бухту Лодейную в становище Териберка. Этой станции, устроенной на ка­ питал Её Величества, присваивается имя Августейшей Покровительницы Марии Фёдоровны. Бот „Великий князь Александр Михайлович “имеет своею станциею бухту на острове Посьет, около становища Рынды; этой станции присвоено имя „Спасательная станция К. Н. и Р. И. Посьет“, т. к. устроена на капитал, пожертвованный покойным адмиралом К. Н. Посье- том». С Восточного Мурмана с 1 апреля до начала промысла бот из Рынды откомандировывался на Западный берег. Его якорная стоянка - Вайда губа. Бот крейсировал от становища Ворьема до Цып-Наволока. Териберский бот в это время совершал крейсерство между становищами Гаврилово и маяком Цып-Наволок. Боты постоянно держались в море, особенно в штормовую погоду. Лавировали в полосе, занятой промысловыми судами, старались про­ кладывать курс вдоль берега посредине этой полосы, чтобы постоянно иметь на виду промышленников. Шкипер и команда постояно следили за судами, лежащими на ярусах и идущими под парусами. В случаях, где требуется помощь, шкипера с командой первым делом должны были принимать меры к спасению людей, затем спасать судно и снасть. Заведывание станциями и ботами поручалось особому уполномоченному Главного правления Обще­ ства спасания на водах. В его распоряжении находились шкипера и коман­ да ботов.* За время крейсерства каждый бот носил на топ-мачте днём и ночью осо­ бый опознавательный флаг: Териберский - белый флаг с вышитой красной буквой «Т.», Рынд- ский —красный флаг с белой буквой «Р.». * Л. Л. Брейтфус. «Отчёт о первом годе деятельности Общества спасания на водах», 1904. 7-1324 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz