Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.
Разрешение к выходу получено от Главного правления Общества спаса ния на водах, а патенты на подъём русского флага получены от генерально го консула в Христиании господина А. А. Теттермана. Благополучно завершился переход этими ботами и в марте 1903 г. они были в Александровске. 11 апреля 1903 г. на крейсере «Великая княгиня Ксения Александров на» отслужен молебен и оба бота, подняв флаги, начали кампанию. «Боты-крейсеры „Великая княгиня Ксения Александровна“, „Великий князь Александр Михайлович “назначены с 1апреля по 1ноября для постоян - ного и непрерывного крейсерства в промысловом пространстве Мурманского побережья с целью оказания помощи преимущественно судам промышленни ков, снимать в опасных случаях с них экипаж и буксировать малые суда в ближайшие становища. Была разработана инструкция о деятельности бо тов. Бот „Великая княгиня Ксенш Александровна “имеет своею станциею бухту Лодейную в становище Териберка. Этой станции, устроенной на ка питал Её Величества, присваивается имя Августейшей Покровительницы Марии Фёдоровны. Бот „Великий князь Александр Михайлович “имеет своею станциею бухту на острове Посьет, около становища Рынды; этой станции присвоено имя „Спасательная станция К. Н. и Р. И. Посьет“, т. к. устроена на капитал, пожертвованный покойным адмиралом К. Н. Посье- том». С Восточного Мурмана с 1 апреля до начала промысла бот из Рынды откомандировывался на Западный берег. Его якорная стоянка - Вайда губа. Бот крейсировал от становища Ворьема до Цып-Наволока. Териберский бот в это время совершал крейсерство между становищами Гаврилово и маяком Цып-Наволок. Боты постоянно держались в море, особенно в штормовую погоду. Лавировали в полосе, занятой промысловыми судами, старались про кладывать курс вдоль берега посредине этой полосы, чтобы постоянно иметь на виду промышленников. Шкипер и команда постояно следили за судами, лежащими на ярусах и идущими под парусами. В случаях, где требуется помощь, шкипера с командой первым делом должны были принимать меры к спасению людей, затем спасать судно и снасть. Заведывание станциями и ботами поручалось особому уполномоченному Главного правления Обще ства спасания на водах. В его распоряжении находились шкипера и коман да ботов.* За время крейсерства каждый бот носил на топ-мачте днём и ночью осо бый опознавательный флаг: Териберский - белый флаг с вышитой красной буквой «Т.», Рынд- ский —красный флаг с белой буквой «Р.». * Л. Л. Брейтфус. «Отчёт о первом годе деятельности Общества спасания на водах», 1904. 7-1324 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz