Кузьмина, В. З. По следам "Святой Анны" и штурмана Альбанова / Валентина Кузьмина. - Полярный ЗАТО Александровск [Мурм. обл.] : Опимах, 2014. - 318, [1] с. : ил., портр., факс., карты ; 21 см. + 1 отд. л. карт.
Благодаря участию членов Комитета —вице-адмирала К. К. Де-Ливро- на и генерал-майора А. К. Боярского, выработаны чертежи и построены по ним в Петербурге палубная промысловая лодка для дальнего и открытый вельбот для прибрежного промысла. Комитет стремился осуществить на севере спасательное дело. Он способствовал возникновению на Мурмане двух спасательных станций. Научно-промысловой экспедиции, работающей в водах Мурмана круглый год, было поручено содействовать оборудованию и введению в действие этих станций. Главное управление Императорского Российского общества спасания на водах от 25.01.1902 г. постановило: 1. Приступить ныне же к делу устройства спасания на водах Мурмана под непосредственным распоряжением Главного Управления. 2. Учредить и, по возможности, в нынешнем же году открыть действие двух станций на Восточном берегу Кольского полуострова: в Териберском заливе (в бухте Лодейной) и в Рынде на острове Могильном, который пере именован в остров Посьета. Была признана необходимость иметь в промыс ловых водах Мурмана спасательные боты. Определили тип спасательного бота. Решено заказать первоначально два бота в Норвегии в городе Ларвик известному конструктору Колин Арчеру. Он первым спроектировал и пост роил прекрасного типа спасательные боты для Норвегии. Для Мурманско го берега решили заказать боты больших размеров, т. к. деятельность их дол жна быть в совершенно открытых водах Ледовитого океана и вдали от берегов. 3 мая 1902 г. корабельный инженер генерал-майор А. К. Боярский и на чальник Мурманской научно-промысловой экспедиции Л. Л. Брейтфус от правились в Норвегию заказывать боты. Они заключили с Колин Арчером контракт на постройку, где главное внимание было обращено на достижение лучших морских качеств, прочность ботов. «За всё это был порукою лучший строитель в Норвегии г. Колин Арчер, строитель знаменитого „Фрама“ Ф. Нансена и норвежских спасательных ботов».* 5 декабря 1902 г. боты «Великая княгиня Ксения Александровна» и «Ве ликий князь Александр Михайлович» Колин Арчером построены. Своей конструкцией, видом, вооружением боты производили очень хорошее впе чатление и напоминали суда лоцманского морского типа.** * Л. Л. Брейтфус. «Отчёт о первом годе деятельности Общества спасания на водах»,1904. ** Там же. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz