Кучинский, М. Г. Социальная роль облагаемых угодий для саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. // Труды Кольского научного центра РАН. Серия "Гуманитарные исследования". - 2010. – 2 (2), вып. 1. - С. 140-152.

владельцев природных ресурсов. В условиях Севера такими ресурсами были наиболее ценные (с точки зрения государства) рыболовецкие угодья. Ценность угодий определялась их доходностью. В то время наиболее доходными были семужьи реки, озера, заборы, падуны и тони. В связи с ценностью этих угодий к ним особенно проявлялся интерес со стороны пришлого населения. Оба эти фактора - интерес налоговой политики и интерес промышленников изменяли статус этих угодий и влияли на экономические и социальные отношения внутри общества саами. Влияние налоговой политики и рынка на трансформацию социальных отношений у саами Кольского уезда в рассматриваемое время и является темой данного исследования. Подходы, библиография Литература, специально посвященная теме экономических взаимоотношений саами Кольского уезда и в XVI-XVIII в., немногочисленна. Особенно следует отметить работы И.Ф.Ушакова [Ушаков, 1997,1998]. Большая заслуга историка состоит во введении в научный оборот большого числа тем, связанных с историей Кольского Севера. История саами также освещалась в его работах. Основные подходы и взгляды И.Ф.Ушакова применительно к нашей теме мы рассмотрим ниже. И.М.Калинин [Калинин, 1929] проанализировал взаимоотношения саами Поноя и Йоканьги с Воскресенским Новоиерусалимским и Крестным Кийостровским монастырями. Он работал с очень ценными источниками, которые затем были перевезены из Ленинграда в Москву. 25 К сожалению, дальнейший путь этих документов нам не удалось проследить. Тем не менее, нам известны другие документы, не известные тогда И.М.Калинину и позволяющие уточнить и завершить описанную этим автором историю владений реками на востоке полуострова. Норвежский археолог Б.Ульсен выдвинул гипотезу, согласно которой основной причиной расслоения общин саами было противоречие между индивидуальным престижем накопления и эгалитаризмом, характерным для традиционных обществ. Исследователь связывает расслоение на западе и эгалитаризм на востоке Фенноскандии с влиянием там различных церквей - лютеранской и православной соответственно [Olsen 1987, 1988]. Мы рассмотрим гипотезу далее. Другой норвежский историк - Л.И. Хансен занимается исследованиями общества саами, в том числе интересующего нас периода. Рассматриваемая проблематика затрагивается в ряде его работ [Hansen 1996, 2005, 2006, 2007]. Внимание автора посвящено анализу взаимодействия саами и колониальных институтов, а также влиянию последних. Он подробно рассматривает сложившиеся в литературе теоретические модели этого взаимодействия и 25 «Приходно-расходная книга Белого Двора 1684-1686 гг. Воскресенского монастыря», «Книга великого государя святейшего Никона патриарха таможенная пошлинных и десятинных денег сбору головы Дружины Дятлева с товарищи 167 (1659) года», и «168 (1660) года июня книги приходные денежные Понойского промысла Крестного монастыря иеромонаха Матфея да Воскресенского монастыря монаха Моисея, да головы Дружины Дятлева с товарищи, сколько взято в Крестном монастыре у казначея старца Сергия монастырских казенных денег и что в Понойской волости збирано торговые пошлины и десятины и что у торгу прибыли» [Калинин 1929: 65, 66-67]; 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz