Кучинский, М. Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. : модель социальной структуры / М. Г. Кучинский. - Каутокеино : Саамская Высшая Школа, 2008. - 261, [21] с., [10] л. схем : ил., карты, диагр., табл., генеалог. табл. - (Diedut ; 2).

Diedut 2/2008 отличие от православной церкви, лютеранская запретила саами пользоваться их старыми местами захоронений и заставляла хоронить только на новых христианских кладбищах. Старейшины являлись носителями традиционного знания, идущего от предков и, таким образом, - связующим мостом между живыми и мертвыми. Поскольку православные саами продолжали сохранять свои тради­ ционные места захоронений, у них не утрачивалась власть старшего поколения. Кроме того, по мнению Б. Ульсена, в православной церкви идейно содержится поддержка этой власти. С его точки зрения, это подтверждается тем, что у Пазрецких саами в 1920-х гг. совет старейшин назывался словом sobbar, происходящим от «церковного», по мнению автора, термина «собор». Интерпретация археологического материала посредством экстраполяции идеологических установок другой эпохи представ­ ляется нам не вполне удачной. Модель Б. Ульсена претендует на универсальную применимость ко всем саами и на объяснение двух принципиально отличных схем трансформации общества саами. Опустим не волне корректные представления о православии и рассмотрим его концепцию применительно к конкретному материалу. Во-первых, эта гипотеза не объясняет отличия в изменениях у разных общностей саами Кольского уезда. Так, в XVI-XVII вв. в одних сиййтах происходила приватизация коллективных угодий, в то же время члены других сиййтов сопротивлялись этому процессу. Во- вторых, действительно, можно говорить о том, что исследованные Б. Ульсеном Нявдемский и Пазрецкий сиййты испытывали на себе влияние Печенгского монастыря. Однако политика этого монастыря в то время состояла в приобретении угодий в свое распоряжение, а значит в поощрении их предварительной приватизации. В-третьих, любой орган власти (к примеру, совет старейшин) должен быть так или иначе санкционирован коллективом. В модели, предложенной Б. Ульсеном, в качестве таких коллективов рассматриваются податные единицы. На протяжении нашего исследования будет показано, что значимость этих объединений серьезно возросла в течение рассматриваемого времени. На наш взгляд, такой институт как совет старейшин сиййта не трансформировался под влиянием разных церквей, а сложился у саами Кольского уезда позже. Его появление было связано не с ролью церкви, а с влиянием государственной политики, повысившей значимость сиййтов-«погостов». Книга археолога К. Однера о саами Варангер-фьорда весьма близка к рассматриваемой нами теме (Odner 1992). В своей ре­ конструкции социальных отношений, в том числе семьи саами, К. Однер опирался на археологические источники и полевые материалы 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz