Кучинский, М. Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. : модель социальной структуры / М. Г. Кучинский. - Каутокеино : Саамская Высшая Школа, 2008. - 261, [21] с., [10] л. схем : ил., карты, диагр., табл., генеалог. табл. - (Diedut ; 2).
Diedut 2/2008 отличие от православной церкви, лютеранская запретила саами пользоваться их старыми местами захоронений и заставляла хоронить только на новых христианских кладбищах. Старейшины являлись носителями традиционного знания, идущего от предков и, таким образом, - связующим мостом между живыми и мертвыми. Поскольку православные саами продолжали сохранять свои тради ционные места захоронений, у них не утрачивалась власть старшего поколения. Кроме того, по мнению Б. Ульсена, в православной церкви идейно содержится поддержка этой власти. С его точки зрения, это подтверждается тем, что у Пазрецких саами в 1920-х гг. совет старейшин назывался словом sobbar, происходящим от «церковного», по мнению автора, термина «собор». Интерпретация археологического материала посредством экстраполяции идеологических установок другой эпохи представ ляется нам не вполне удачной. Модель Б. Ульсена претендует на универсальную применимость ко всем саами и на объяснение двух принципиально отличных схем трансформации общества саами. Опустим не волне корректные представления о православии и рассмотрим его концепцию применительно к конкретному материалу. Во-первых, эта гипотеза не объясняет отличия в изменениях у разных общностей саами Кольского уезда. Так, в XVI-XVII вв. в одних сиййтах происходила приватизация коллективных угодий, в то же время члены других сиййтов сопротивлялись этому процессу. Во- вторых, действительно, можно говорить о том, что исследованные Б. Ульсеном Нявдемский и Пазрецкий сиййты испытывали на себе влияние Печенгского монастыря. Однако политика этого монастыря в то время состояла в приобретении угодий в свое распоряжение, а значит в поощрении их предварительной приватизации. В-третьих, любой орган власти (к примеру, совет старейшин) должен быть так или иначе санкционирован коллективом. В модели, предложенной Б. Ульсеном, в качестве таких коллективов рассматриваются податные единицы. На протяжении нашего исследования будет показано, что значимость этих объединений серьезно возросла в течение рассматриваемого времени. На наш взгляд, такой институт как совет старейшин сиййта не трансформировался под влиянием разных церквей, а сложился у саами Кольского уезда позже. Его появление было связано не с ролью церкви, а с влиянием государственной политики, повысившей значимость сиййтов-«погостов». Книга археолога К. Однера о саами Варангер-фьорда весьма близка к рассматриваемой нами теме (Odner 1992). В своей ре конструкции социальных отношений, в том числе семьи саами, К. Однер опирался на археологические источники и полевые материалы 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz