Кучинский, М. Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. : модель социальной структуры / М. Г. Кучинский. - Каутокеино : Саамская Высшая Школа, 2008. - 261, [21] с., [10] л. схем : ил., карты, диагр., табл., генеалог. табл. - (Diedut ; 2).

Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. О. Воррен преувеличивает влияние церковных деятелей на саами. Это видно из отчета кольского священника, посетившего саами Кольского уезда зимой 1681-1682. В отчете фиксируется фактическое отсутствие значительного влияния церкви на жизнь и религию уже «крещеных» саами.5 На включение в денежную экономику повлияла не христианизация, а колонизация, осуществляв­ шаяся рыбаками, охотниками на морского зверя и торговцами, даже если они действовали от имени монастырей. Модель влияния оленеводства на трансформацию социальной структуры, предложенная О. Ворреном, к сожалению, пока не возможно проверить, поскольку нет точной информации о том, когда и как развивалось стадное оленеводство у кольских саами. Можно лишь говорить о том, что процесс перехода саами к денежной эконо­ мике и вхождения в рынок не просто произошел ранее развития стадного оленеводства, но и стимулировал последнее. Прямое проникновение государственных органов в традиционную систему управления у кольских саами произошло лишь с созданием советских органов власти. Французский исследователь К. Мариот в своей работе подробно показал изменения, произошедшие в общине саами (Mariot 1980). Его книга, специально посвященная обществу саами, претендует на реконструкцию трансформаций этого общества, начиная с XV века вплоть до современности. Однако его модели, построены на мате­ риалах, охватывающих лишь последние два столетия. Более ранняя история саами, на которую он переносит свои полевые материалы, представлена историей международных отношений и христианизации в этом регионе. Материалы по саами Кольского полуострова фактически отсутствуют в этой работе. Еще одна модель, объясня­ ющая изменения в сиййте, была предложена Б. Ульсеном (Olsen 1984, 1987, 1988). Этот автор полагает, что основной причиной расслоения общин саами было противоречие между индивидуальным престижем накопления и эгалитаризмом, характерным для традиционных обществ. Основываясь на археологическом материале, он сравнил развитие двух общин саами-скольтов Варангер-фиорда в XVI в., находившихся на границе влияния России и Дании. Норвежский археолог ставит их различия в прямую связь с влиянием разных церквей - православной и лютеранской. Б. Ульсен полагает, что, благодаря влиянию православной церкви, у саами сохранялась большая власть старейшин. В частности, с этим связано то, что в 5Подробнее об этом см: Кучинский 1998. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz