Кучинский, М. Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. : модель социальной структуры / М. Г. Кучинский. - Каутокеино : Саамская Высшая Школа, 2008. - 261, [21] с., [10] л. схем : ил., карты, диагр., табл., генеалог. табл. - (Diedut ; 2).
Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. О. Воррен преувеличивает влияние церковных деятелей на саами. Это видно из отчета кольского священника, посетившего саами Кольского уезда зимой 1681-1682. В отчете фиксируется фактическое отсутствие значительного влияния церкви на жизнь и религию уже «крещеных» саами.5 На включение в денежную экономику повлияла не христианизация, а колонизация, осуществляв шаяся рыбаками, охотниками на морского зверя и торговцами, даже если они действовали от имени монастырей. Модель влияния оленеводства на трансформацию социальной структуры, предложенная О. Ворреном, к сожалению, пока не возможно проверить, поскольку нет точной информации о том, когда и как развивалось стадное оленеводство у кольских саами. Можно лишь говорить о том, что процесс перехода саами к денежной эконо мике и вхождения в рынок не просто произошел ранее развития стадного оленеводства, но и стимулировал последнее. Прямое проникновение государственных органов в традиционную систему управления у кольских саами произошло лишь с созданием советских органов власти. Французский исследователь К. Мариот в своей работе подробно показал изменения, произошедшие в общине саами (Mariot 1980). Его книга, специально посвященная обществу саами, претендует на реконструкцию трансформаций этого общества, начиная с XV века вплоть до современности. Однако его модели, построены на мате риалах, охватывающих лишь последние два столетия. Более ранняя история саами, на которую он переносит свои полевые материалы, представлена историей международных отношений и христианизации в этом регионе. Материалы по саами Кольского полуострова фактически отсутствуют в этой работе. Еще одна модель, объясня ющая изменения в сиййте, была предложена Б. Ульсеном (Olsen 1984, 1987, 1988). Этот автор полагает, что основной причиной расслоения общин саами было противоречие между индивидуальным престижем накопления и эгалитаризмом, характерным для традиционных обществ. Основываясь на археологическом материале, он сравнил развитие двух общин саами-скольтов Варангер-фиорда в XVI в., находившихся на границе влияния России и Дании. Норвежский археолог ставит их различия в прямую связь с влиянием разных церквей - православной и лютеранской. Б. Ульсен полагает, что, благодаря влиянию православной церкви, у саами сохранялась большая власть старейшин. В частности, с этим связано то, что в 5Подробнее об этом см: Кучинский 1998. 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz