Кучинский, М. Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. : модель социальной структуры / М. Г. Кучинский. - Каутокеино : Саамская Высшая Школа, 2008. - 261, [21] с., [10] л. схем : ил., карты, диагр., табл., генеалог. табл. - (Diedut ; 2).
Diedut 2/2008 регионе касаются эпохи мезолита и раннего металла. Интерпретация части археологических материалов Кольского полуострова как ранних этапов истории саами была предложена Н.Н. Гуриной (Гурина 1982, 1997). Эту же тему развил В.Я. Шумкин (Шумкин 1984, 1986, 1990, 1991, 2006). Эпоха же позднего средневековья, по признанию самих археологов, остается самым слабо изученным периодом в истории региона. Памятники рассматриваемого нами времени на Кольском полуострове начинают исследоваться только сейчас. Знакомство с их результатами нам еще предстоит. Весьма интересными, как в отношении использованного мате риала, так и по научным подходам, являются публикации зарубежных исследователей. Концепция К. Карпелана рассматривает историю формирования общности саами и последующее расщепление этой общности на три диалектные группы (Карпелан 1979, 1982). М. Линкола описывает формирование этноэкологических групп саами, связывая этот процесс с развитием оленеводства, которое он относит к XVI-XVII вв. (Линкола 1982) С его точки зрения, саами Кольского полуострова вместе с группами саами, проживавшими на территории современных Финляндии и Карелии, составляли единую этноэкологи- ческую группу. С нашей точки зрения, ландшафтное разнообразие Кольского полуострова предполагает разнообразие хозяйственной специализации его аборигенов. Так, при первом же взгляде стано вится очевидно, что жители морского побережья, жители тундр, жители берегов богатых ценной рыбой рек, жители побережья больших озер лесо-тундровой зоны и жители лесов имеют различную хозяйственную специализацию и являют собой различные этноэколо- гические группы. А это, в свою очередь, должно повлиять и на специфику их социальной организации, следовательно, и на формы адаптации к новым условиям. Согласно гипотезе, предложенной О. Ворреном, трансформация социальной структуры саами произошла под влиянием развития стадного оленеводства. Согласно этому автору большие стада оленей потребовали больших пастбищ.4 Поскольку территория общины не позволяла этого, общество саами начало раскалываться изнутри. Кроме того, по его мнению, прежняя общинная солидарность была подорвана христианизацией, переходом к экономике, базирующейся на денежных отношениях, а также проникновением государственных правовых органов в традиционную систему управления. 4 Цит. по: Odner 1992: 7, 85-87. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz