Кучинский, М. Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. : модель социальной структуры / М. Г. Кучинский. - Каутокеино : Саамская Высшая Школа, 2008. - 261, [21] с., [10] л. схем : ил., карты, диагр., табл., генеалог. табл. - (Diedut ; 2).

Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. Около половины СЕ состояли из родственников исключительно по прямой восходящей и нисходящей линии. Незначительное число СЕ включали членов, не состоявших в патрилинейном родстве с главой - зятя, шурина, нищего. Более половины семейных единиц являлись двухпоколенными и включали, как правило, родителей и несовершеннолетних или неженатых детей. Выводы 1. В обществе саами преобладала тенденция к неолокальному поселению, которое сочеталось с патрилокальным. 2. Большинство семейных единиц по своему составу совпадали с нуклеарной семьей. 3. Семейные единицы являлись не просто группами ближайших родственников, а минимальными социально­ хозяйственными единицами, которые могли быть временными. 5 ВЕЖА Введение Термин «вежа» в русском языке обозначал временное жилище.242 В конце XIX - начале XX в. зимнем жилищем саами было строение в основе своей имевшее сруб ( пыррт ). Вежою называлась каркасная постройка, которая могла быть крыта корою или дерном и использо­ валась как временное осенне-весеннее жилище. На языке саами такая постройка называлась куэт, куэть, куэд, куэдь. (Лукьянченко 1966: 5) Авторы XVIII в., И. Георги и Н.Я. Озерецковский (Геогри 1776; Озерецковский 1804), давая описание такого жилища, относили его к зимней постройке и называли «шалашом». Таким образом, в 242 «ВЕЖА, вежа ж. стар, намет, шатер, палатка; кочевой шалаш, юрта, кибитка; башня, батура, каланча; это значение осталось в зап. губ. | арх. шалаш, будка, сторожка, балаган, лопарский шалаш, сахарной головою, сложенный остроконеч­ но из жердей и покрытый хворостом, мохом и дерном, чем и отличается от крытых шкурами или берестою чума и юрты; он одевается пластами дерна» (Даль 1 1990) 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz