Кучинский, М. Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. : модель социальной структуры / М. Г. Кучинский. - Каутокеино : Саамская Высшая Школа, 2008. - 261, [21] с., [10] л. схем : ил., карты, диагр., табл., генеалог. табл. - (Diedut ; 2).
Diedut 2/2008 работ по Мурманской области и учебников для местных школ. В его научно-популярных изданиях ряд архивных материалов впервые вводятся в научный оборот, но, к сожалению, в них часто отсутствуют ссылки на источники (например: Ушаков, Дащинский 1982, 1988). И.Ф. Ушаков предложил собственную гипотетическую модель социальных трансформаций, происходивших в жизни саами. Модель была построена в соответствии с марксистской теорией, распространенной в то время. Автор писал, что саами эксплуати ровались государством и монастырями, но, несмотря на это, контакты с русскими «принесли с собой сравнительно высокую материальную и духовную культуру... Соседство и постоянное общение с русским населением оказывали прогрессивное влияние на развитие саамского общества. У саамов исчезают из употребления костяные и каменные орудия труда».2 И.Ф. Ушаков подчеркивает, что благодаря замене старых орудий труда новыми, прогрессивными, хозяйство стало более продуктивным. Это привело к появлению излишков. Контакты с русским населением и появление возможности накопления богатства приводят к «разложению родового строя». Рассматривая социальную структуру саами, И.Ф. Ушаков говорит о «родовом строе» и «племенных группах». Эта модель социальных трансфор маций заимствована автором из доминировавшей в то время марксистской схемы исторического развития, и фактически не основана ни на письменных источниках, ни на археологических материалах. Автор без какой-либо критики использует в качестве иллюстраций своей модели упоминания отдельных событий или черт жизни саами. Часто это использование строится И.Ф. Ушаковым на предвзятой интерпретации сведений, приводимых в различных источниках, часто касающихся других регионов.3 Изучение кольских саами было возобновлено в 1960-70-х годах Т.В. Лукьянченко. В ходе полевых исследований она детально изучила традиционную материальную культуру кольских саами. Ею же было уточнено географическое расположение всех зимних поселений саами XVI-XV1I вв. В статье Т.В. Лукьянченко, специально посвященной истории саами, говорится о том, что «материалы, которыми мы располагаем, не позволяют с достаточной полнотой дать этнографическую характеристику < ...> саами периода XV-XVII вв. Основываясь на сообщениях авторов XVII-XVIII вв., на старинных графических материалах, а также, исходя из анализа 2 Здесь и далее цитаты из: Ушаков 1997: 41-45, 103-122. Сегодня традиция рассмотрения саами лишь как одной из специфических черт региональной истории продолжается. См: Федоров 2004. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz