Кучинский, М. Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. : модель социальной структуры / М. Г. Кучинский. - Каутокеино : Саамская Высшая Школа, 2008. - 261, [21] с., [10] л. схем : ил., карты, диагр., табл., генеалог. табл. - (Diedut ; 2).

Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. человек (т.е. составляет менее 10% всех мужчин, зафиксированных в переписях, независимо от их возраста). Эти люди были 215 представителями 78 патрилиний. Из всех случаев переходов 24 - повторные переселения тех же людей (или представителей тех же патрилиний). Эти мигранты - представители 19 патрилиний (около 6% всех патрилиний). В том числе среди этих переселений выявлено 10 случаев возвращения в людей в «исходный» сиййт, из которого вышли их предки.216 В 14 случаях повторных миграций, совершенных представителями 11 патрилиний, (около 3,5% всех патрилиний) происходили переселения в «третий» сиййт. Таким образом, можно говорить о том, что некоторые семьи по каким-то причинам были склонны к мигра­ циям,217 хотя в целом эта практика носила индивидуальный характер. Мотивы миграции в основном остаются неизвестными для нас. Из очевидных благодаря источникам мотивов можно упомянуть экономические. Люди переселялись в другой сиййт «для 218 прокормления» или из-за того, что владели угодьями совместно с 219 жителями этого сииита.* Были и матримониальные причины. Нами выявлен лишь один случай переселения мужчины в сиййт жены, когда о зяте указано, что он родился в другом сиййте. Впрочем, это не служит доказательством того, что он приехал в сиййт именно после 215 Эта статистика не учитывает две вежи Каменского сиййта, которые бежали от эпидемии. К 1709 г. на время полностью переселились в Иокангский сиййт, и в П1709 были зарегистрированы там с указанием, что они - именно «Каменского погоста лопари». К 1716 г. все они вернулись. 216 Нами рассматривались только миграции между сиййтами и не брались во внимание те, кто уходил на время в русские волости. Такие случаи были связаны с временным уходом части семей Терских саами на южное побережье Кольского полуострова во время эпидемии на рубеже XVII-XVIII вв., а также уходы «нищих» в монастыри «на прокормление». 217 К примеру, о Панфиле Владимирове сыне из Масельгского сиййта прямо гово­ рится, что он 7 лет с детьми скрывается от податей и скитается по разным сиййтам. Нам удалось зафиксировать три его переселения. Их последствием яви­ лось возвращение в «исходный» Масельгский сиййт. 218 «А родом он, Федотко, Бабенского погоста Кончанские лопи. А пришол жить из Бабенского погоста в Екостровской погост во 183 году для того, что жить не на чем. Згодье чюже было, да взяли». (РГАДА. Ф. 1209. On. 1. Д. 15056. JI. 61 об.) 219 Например: «А родился он в Нотозерском погосте тое ж Кончанской лопи. А вотчина ево и згодье [здесь] в Бабенском погосте». {Там же. JL 64). «... пришлые Савка да Федка Яковлевы дети... А родимцы они Воронецкого погоста. А отец Савкин пришел жить в Семиостровской погост з детми семнатцать лет [назад]. А дед ево и отец, Савкин, платили с ними ж, Семиостровскими лопари всякие подати и доходы великого государя в казну с своего згодья вместе». ( Там же. Лл. 88-88об.) 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz