Кучинский, М. Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. : модель социальной структуры / М. Г. Кучинский. - Каутокеино : Саамская Высшая Школа, 2008. - 261, [21] с., [10] л. схем : ил., карты, диагр., табл., генеалог. табл. - (Diedut ; 2).

Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. дворов, а к 1678 - 14 дворов. Среди жителей села упоминаются саами - выходцы из Иоканьского и Пурнацкого сиййтов. Русские жители села заключали браки с саами ближайших групп.193 Когда в первой трети XVIII в. встал вопрос о распоряжении реками, жители с. Поной участвовали в его решении вместе с пятью сиййтами Терских саами.194 Созданное в 1860-е г. сельское общество объединило село с указанными коллективами. Активные контакты между терскими саами и жителями села были зафиксированы и в начале XX в. Это один из примеров равноправного сосуществования различных этнических общностей. «Лешая лопь» Таким термином назывались сиййты, расположенные на территории нынешних Карелии и Финляндии. К этим объединениям применялись также обозначения «дикая лопь», «лешелопские погосты» Это название встречается в П1607-1611, П1678, П1709, П1710 и П1716. Кроме того, оно фигурирует в ряде документов XVII в. Термин «Лешие», очевидно, происходит от лесной зоны, в которой они про­ живали. «Дикие» в русском языке того времени означало «язычники». Эти саами в исследуемое время заселяли северную половину Карелии и Финляндии.195 К концу XVII в., однако, они были почти полностью вытеснены с обжитых мест, оставшаяся часть - ассимилированы.196 С точки зрения А.Ю. Жукова, на протяжении большей части XVII в. к Кольскому уезду относились погосты всей северной половины современной Карелии (Жуков 2004: 318). Мы же сосредоточим свое внимание на тех коллективах саами, чьи территории относились к Кольскому уезду на протяжении всего исследуемого нами времени. В 1620 г. сиййты Пяозерский и Орезерский вместе с другими «лешелопскими» сиййтами добились права самостоятельной выплаты дани Москве.197 Это продолжалось, по крайней мере, до конца 1620-х гг. Таким образом, можно говорить о том, что эти сиййты имели 193 Правда, необходимо отметить, что подавляющее число браков жители с. Поной заключали между собой. 194 РГАДА. Ф.248. Д.786. Лл. 222-388; Архив СПб ИИ РАН. Ф. 10. Т. 44. Д. 32.; Там же. Ф. 5. On. 1. д. 557. 195СМИКП. №22; ACM 2: 114; МИК: 325. 196ДАИ 11: 275; СМИКП. №22. СМИКП. №22. Среди написавших это обращение были коллективы различных административных единиц (погосты, деревни, волости), располагавшиеся на территории современных северной Карелии и северо-восточной Финляндии. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz