Кучинский, М. Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. : модель социальной структуры / М. Г. Кучинский. - Каутокеино : Саамская Высшая Школа, 2008. - 261, [21] с., [10] л. схем : ил., карты, диагр., табл., генеалог. табл. - (Diedut ; 2).
Diedut 2/2008 юрисдикцию.174По Диаграмме 14 видим, что во второй трети XVIII в. в сиййте происходил демографический взрыв. И к 1763 г. общая чис ленность членов погоста достигло 169 человек. Это создало предпо сылки к тому, что к середине XIX в. сиййт официально разделился на две части - Лявозерский (кильд. Лейяввьр-сиййт) и Варзинский (кильд. Арсъёгк-сиййт). Потомки членов этого сиййта сегодня ком пактно проживают в с. Ловозеро. Их родным является кильдинский диалект языка саами. На протяжении всего рассматриваемого периода Норецкий/ Семиостровский и Ловозерский сиййты владели тремя четвертями рек Варзина, Дроздовка и Кульйок, то есть они пользовались этими реками три года из четырех. На практике это означало период, в тече ние которого они сдавали реки в аренду. В 1680 г. Семиостровский, Ловозерский и Норецкий сиййты сообща обратились с просьбой о снижении «королевской дани», собиравшейся в Москву, а не в Данию с начала XVII в.175 Кроме того, именно в Вороненском, Ловозерском и Семиостровском сиййтах в 1681 г. было зафиксировано язычество (Кучинский 1998). Это дает основание предположить, что отсутствие Норецкого и Вороненского сиййтов в Г1517 свидетельствует о том, что вместе с Ловозерским они считались единым податным коллек тивом. 174 Для этого специально в Москву отправляли «мирских полылщиков», чему предшествовала челобитная самого монастыря. (ДАИ 11. №2. II—IV; СГКЭ 2. № 158, 174, 175). Неизвестно, когда Воскресенские старцы подавали свою челобит ную, однако, по свидетельству Кольского соборного священника Алексея Симо нова, Семиостровские саами совершали языческие обряды еще за два года до «царского» решения о передаче этого сиййта старцам. (См.: Кучинский 1998а). 175ДАИ 11. №2.1. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz