Крячков, А. Л. В кандалакшских лесах : военно-исторический очерк о боевых действиях на Кандалакшском направлении войск Карельского фронта в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. / Крячков А. Л. - Кандалакша : [б. и.], 1991. - 186, [2] с., [8] л. ил., портр. : ил.

Готовность к наступлению 8.00 11 сентября»201. На восточном берегу Тунтсайоки все еще оставалась ар ­ тиллерия, минометы, повозки, машины, трактора. Войска ушли вперед без них, без тылов. На той стороне начали по­ являться раненые. Нужен был мост. «Вариант постройки низководного моста предусматривал­ ся нашим планом инженерного обеспечения операции, — вспоминает начальник штаба инженерных войск 19-й армии полковник Жеребов Д. К. Мост саперы Шушкевича должны были подвести за 12 часов. В помощь им для заготовки и подноски бревем выделялись пехотинцы» 202. Саперы приступили к постройке моста в ночь на 8 сен­ тября, как только на тот берег переправились наши первые танки и пехотинцы. Они работали между двух натянутых ка ­ натов. Только держась за них, можно было стоять в бурном холодном потоке реки. Десять ряжей-клеток установили тогда саперы на дно ре­ ки. Уложили не менее 100 семиметровых прогонов, 300 по­ перечин, а по ним и сплошной настил. Всего уложшш они не менее тысячи бревен длиной от 4 до 7 метров, диаметром 16 — 25 сантиметров. Как только пехотинцы вынесли на берег первые заготов­ ленные ими бревна, саперы приступили к рубке ряжей, заго­ товке прогонов, поперечин, настила. Ряжи рубили «в лапу». Скоб и гвоздей было очень мало. Бревна готовых венцов ряжей с берега переносили в во­ ду. У каждой из 10 будущих опор моста вставало по 10— 12 саперов. Держась за канаты, в сапогах и в нижнем белье р а ­ ботали саперы в холодной бурливой реке. Не более часа работали саперы в воде. После этого д ава ­ лась команда и саперы бежали к жарким кострам, переоде­ вались, накидывали шинели, принимали по 50 граммов спир­ та и грелись. Грелись до команды на следующее в х о ж д е н и е в ледяную воду. 12 часов продолжалась эта работа и к 14 часам 8 сентяб­ ря мост был построен. Саперы с честью выполнили боевой приказ ш . К переправе приступил 242-й полк. Вскоре полк испытал на себе начавшееся к тому времени наступление противника. В 18 часов 12 немецких самолетов бомбили район перепра­ вы. В последующем налеты вражеской авиации усилились. С ней успешно боролись зенитные батареи, непрерывно дви­ гавшиеся с войсками. Переправа не прекращалась ни на ми­ нуту. К 22 часам все подразделения 242-го полка уже нахо­ дились на западном берегу реки. В этот же день переправил­ ся 279-й стрелковый полк, авангардный полк 341-й дивизии. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz