Крячков, А. Л. В кандалакшских лесах : военно-исторический очерк о боевых действиях на Кандалакшском направлении войск Карельского фронта в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. / Крячков А. Л. - Кандалакша : [б. и.], 1991. - 186, [2] с., [8] л. ил., портр. : ил.
бы враг не отступал, его настигнет караю1цая рука советско го воина. Вперед, на полный и окончательный разгром гитлеровских мерзавцев! Смерть немецким захватчикам» 198. К началу операции войска были обеспечены в достаточ ном количестве боеприпасами, продовольствием, одеждой. Все было сделано для того, чтобы операция прошла успешно. В первый день марша 5 сентября в 22-00 217-й стрелко вый полк (авангардный полк 104-й дивизии) под командова нием подполковника Ермакова Ф. Ф. выступил по маршру ту гора Коутамотунтури — Миоккалахти. Впереди лежал дол гий путь через горные реки и скалистые кручи, каменные гря ды и топкие болота. Люди валили деревья, убирали с пути камни, стлали на болотах гати, расчищали дорогу через ка менные пряды, строили мосты. На топких местах лошади вяз ли в болотах, тогда впрягались люди и перевозили орудия. На крутые каменные подъемы орудия поднимались совмест ными усилиями людей и животных. В 8-00 6 сентября по пути авангарда выступил отряд ин женерного обеспечения в составе 242-го Краснознаменного стрелкового полка под командованием майора Утыльева И. С. Полку был придан дивизион артиллерии и саперная рота. Воины усовершенствовали колонный путь для движения всех видов транспорта. Главные силы дивизии — 273-й стрелковый полк майора Бондарь В. И. и дивизионная артиллерия с боевыми обозами и автотранспортом вышла в 20.00 и двигалась с Краснозна менным полком. Стрелковые подразделения были закреплены за батареями и колоннами, отдельными машинами и помога ли .вытаскивать застрявшую технику. К моменту выхода глав ных сил арьергард уже около суток был в пути. Он прошел 15 километров и вышел в район горы Пиэни-кеткойва. Отряд инженерного обеспечения шел в двух-трех километрах сзади него. 6 сентября на дорогах противника наблюдалось усилен ное движение железнодорожных эшелонов и автомобильного транспорта в западном направлении. Необходимость свое временно отрезать пути отхода противнику вынуждало ко мандование армии торопить обходящие соединения, несмот ря на все трудности, которые встречались на их пути. Коман диры соединений настойчиво требовали от арьергардов без остановочного движения вперед. Части шли без ночлегов, привалы были короткими. З а сутки отдыхали не более 3—4 часов. В течение 6 сентября 104-я дивизия прошла головой колонны 15 километров, хвост колонны с исходного положе ния еще не выходил. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz