Крячков, А. Л. В кандалакшских лесах : военно-исторический очерк о боевых действиях на Кандалакшском направлении войск Карельского фронта в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. / Крячков А. Л. - Кандалакша : [б. и.], 1991. - 186, [2] с., [8] л. ил., портр. : ил.

бы враг не отступал, его настигнет караю1цая рука советско­ го воина. Вперед, на полный и окончательный разгром гитлеровских мерзавцев! Смерть немецким захватчикам» 198. К началу операции войска были обеспечены в достаточ­ ном количестве боеприпасами, продовольствием, одеждой. Все было сделано для того, чтобы операция прошла успешно. В первый день марша 5 сентября в 22-00 217-й стрелко­ вый полк (авангардный полк 104-й дивизии) под командова­ нием подполковника Ермакова Ф. Ф. выступил по маршру­ ту гора Коутамотунтури — Миоккалахти. Впереди лежал дол­ гий путь через горные реки и скалистые кручи, каменные гря­ ды и топкие болота. Люди валили деревья, убирали с пути камни, стлали на болотах гати, расчищали дорогу через ка ­ менные пряды, строили мосты. На топких местах лошади вяз­ ли в болотах, тогда впрягались люди и перевозили орудия. На крутые каменные подъемы орудия поднимались совмест­ ными усилиями людей и животных. В 8-00 6 сентября по пути авангарда выступил отряд ин­ женерного обеспечения в составе 242-го Краснознаменного стрелкового полка под командованием майора Утыльева И. С. Полку был придан дивизион артиллерии и саперная рота. Воины усовершенствовали колонный путь для движения всех видов транспорта. Главные силы дивизии — 273-й стрелковый полк майора Бондарь В. И. и дивизионная артиллерия с боевыми обозами и автотранспортом вышла в 20.00 и двигалась с Краснозна­ менным полком. Стрелковые подразделения были закреплены за батареями и колоннами, отдельными машинами и помога­ ли .вытаскивать застрявшую технику. К моменту выхода глав­ ных сил арьергард уже около суток был в пути. Он прошел 15 километров и вышел в район горы Пиэни-кеткойва. Отряд инженерного обеспечения шел в двух-трех километрах сзади него. 6 сентября на дорогах противника наблюдалось усилен­ ное движение железнодорожных эшелонов и автомобильного транспорта в западном направлении. Необходимость свое­ временно отрезать пути отхода противнику вынуждало ко­ мандование армии торопить обходящие соединения, несмот­ ря на все трудности, которые встречались на их пути. Коман­ диры соединений настойчиво требовали от арьергардов без­ остановочного движения вперед. Части шли без ночлегов, привалы были короткими. З а сутки отдыхали не более 3—4 часов. В течение 6 сентября 104-я дивизия прошла головой колонны 15 километров, хвост колонны с исходного положе­ ния еще не выходил. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz