Крикун, Е. Л. Восприятие учащимися ключевых вопросов истории Великой Отечественной войны: результаты педагогического исследования // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. – Вып. 14. – С. 115-121.
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ Е.Л. Крикун ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ История Великой Отечественной войны для россиян старшего поко ления незабвенна! Совсем недавно казалось, что эта тема никогда не утра тит своего воспитательного потенциала в формировании у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свою страну - Россию, не только героически выдержавшую выпавшие на ее долю испытания, но и спасшую Европу, и мир от фашистской чумы. Однако, как это ни печаль но, вместе участниками Великой Отечественной войны постепенно уходит в прошлое и «живая» ее история. Современных школьников отделяет от событий Великой Отечественной войны уже значительный промежуток времени, равный жизни двух поколений. Для большинства подростков участники тех событий - их прадеды, живая связь с которыми, как прави ло, утрачена. Утрата живой связи поколений не может не сказаться на вос приятии современной молодежью истории Великой Отечественной войны. Серьезным обстоятельством является и проблема освещения соот ветствующих тем в современных школьных учебниках истории. В этом отношении весьма показательны результаты международного исследова ния, проведенного в 2009 г. сотрудниками Российского института страте гических исследований под руководством проф., д.и.н. Тамары Семеновны Гузенковой. По итогам этого исследования был опубликован фундамен тальный доклад1, основанный на анализе почти 200 школьных учебников из 12 стран СНГ. По результатам исследования были выделены три основных типа ис торических версий освещения новейшей истории и истории Великой Оте чественной войны, исходя из степени и радикальности пересмотра ее исто рии. Первый тип - традиционная советская концепция. Учебники этого типа в основном сохраняют устоявшиеся в советской исторической литературе характеристики и оценки Великой Отечествен ной войны. Такие, как признание решающего вклада СССР в победу над фашистской Германией, преимущества социалистического строя и комму 1 Данилов А.А., Филиппов А.В. и др. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых госу дарств. М., 2009. - 389 с. 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz