Крикун, Е. Л. Восприятие учащимися ключевых вопросов истории Великой Отечественной войны: результаты педагогического исследования // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. – Вып. 14. – С. 115-121.

РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ Е.Л. Крикун ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ История Великой Отечественной войны для россиян старшего поко­ ления незабвенна! Совсем недавно казалось, что эта тема никогда не утра­ тит своего воспитательного потенциала в формировании у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свою страну - Россию, не только героически выдержавшую выпавшие на ее долю испытания, но и спасшую Европу, и мир от фашистской чумы. Однако, как это ни печаль­ но, вместе участниками Великой Отечественной войны постепенно уходит в прошлое и «живая» ее история. Современных школьников отделяет от событий Великой Отечественной войны уже значительный промежуток времени, равный жизни двух поколений. Для большинства подростков участники тех событий - их прадеды, живая связь с которыми, как прави­ ло, утрачена. Утрата живой связи поколений не может не сказаться на вос­ приятии современной молодежью истории Великой Отечественной войны. Серьезным обстоятельством является и проблема освещения соот­ ветствующих тем в современных школьных учебниках истории. В этом отношении весьма показательны результаты международного исследова­ ния, проведенного в 2009 г. сотрудниками Российского института страте­ гических исследований под руководством проф., д.и.н. Тамары Семеновны Гузенковой. По итогам этого исследования был опубликован фундамен­ тальный доклад1, основанный на анализе почти 200 школьных учебников из 12 стран СНГ. По результатам исследования были выделены три основных типа ис­ торических версий освещения новейшей истории и истории Великой Оте­ чественной войны, исходя из степени и радикальности пересмотра ее исто­ рии. Первый тип - традиционная советская концепция. Учебники этого типа в основном сохраняют устоявшиеся в советской исторической литературе характеристики и оценки Великой Отечествен­ ной войны. Такие, как признание решающего вклада СССР в победу над фашистской Германией, преимущества социалистического строя и комму­ 1 Данилов А.А., Филиппов А.В. и др. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых госу­ дарств. М., 2009. - 389 с. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz