Крикун, Е. Л. Восприятие учащимися ключевых вопросов истории Великой Отечественной войны: результаты педагогического исследования // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. – Вып. 14. – С. 115-121.

ся свыше десятка. Ни в одной анкете не используются полные официаль­ ные названия памятников. Так, 79% опрошенных знают мемориал «Защит­ никам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (открыт в 1974 г., Зеленый мыс, архитектор ИД . Покров­ ский). Однако ученики его именуют по-разному: «Алеша», «Памятник не­ известному солдату», «памятник погибшим воинам». Вторую позицию в ответах учеников (47%) занимает «Памятник герою Советского Союза А.Ф. Бредову» (открыт 9 мая 1958 г. Авторы-скульпторы А.И. Долинен- ко, В.Н. Татарович, Г.Д. Ястребицкий, архитектор А.Ф. Антонов). Уче­ ники его также называют по-простому: памятник Бредову, чаще всего даже без имени. 20% учащихся назвали «Памятник воинам 6-й героической комсомольской батареи» (открыт б ноября 1959 г., автор-скульптор Д.К. Водолажский ), приписывая ему также простонародные названия: «пушка», «гаубица». Поразительно то, что в ряду упомянутых памятников нередко указывался и «Памятник жертвам интервенции 1918-1920 гг.», ко­ торый ребята называли и «Памятник защитникам интервенции», и «Вои­ нам интервенции». В отдельных случаях «Ждущая» также отнесена к раз­ ряду памятников, связанных в их представлениях с Великой Отечествен­ ной войной. Интересно было узнать, какие фильмы о Великой Отечественной войне видели наши ученики, и какие из них произвели наибольшее впечат­ ление? Сводный перечень включает 19 художественных фильмов, выделен­ ных учащимися. Первую рейтинговую позицию по силе эмоционального воздействия на молодежь занимает фильм Ф. Бондарчука «Сталинград». На это указали 34% опрошенных учащихся. На определенную часть уча­ щихся (12%) сильное впечатление произвели фильмы «В бой идут одни «старики», «А зори здесь тихие» и «Брестская крепость». Другие из ука­ занных фильмов упоминаются лишь в единичных анкетах. Так, в одном- двух случаях упоминаются такие фильмы-эпопеи, как: «Освобождение», «Они сражались за Родину», «17 мгновений весны». 13% опрошенных соз­ нались, что не смотрят фильмы о войне, а некоторые высказали особое мнение: «Не люблю смотреть страшные фильмы», «Не смотрю такие фильмы, так как считаю, что война - бессмысленное кровопролитие». Чет­ вертая часть респондентов (25%) проигнорировали данный вопрос, оставив его без ответа. На основе заключительных вопросов анкеты можно сделать выводы о том, что более половины опрошенных (58%) считают тему Великой Оте­ чественной войны важной и интересной для познания отечественной исто­ рии. У3 опрошенных (30%) относится к изучению данной темы наравне с другими вопросами истории. 11% учеников совсем не интересует военная тематика. Судя по ответам, знания и представления обучающихся о Великой 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz