Крикун, Е. Л. Восприятие учащимися ключевых вопросов истории Великой Отечественной войны: результаты педагогического исследования // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. – Вып. 14. – С. 115-121.

роев войны в Заполярье указываются и Зоя Космодемьянская, и П.С. На­ химов, и В.Я. Орликова. Представления учеников о месте и роли ключевых сражений в ходе Великой Отечественной войны , к сожалению, тоже не отличаются точно­ стью. Значительная часть опрошенных затруднилась правильно оценить военно-историческое значение Сталинградской и Курской битв в развитии событий. Они слабо представляют, какое сражение положило начало ко­ ренному перелому в ходе Великой Отечественной войны, а какое заверши­ ло наметившийся перелом. Так, лишь 39% опрошенных связали Сталин­ градскую битву с началом коренного перелома в ходе Великой Отечест­ венной войны, в то время как большая часть учеников (в общей сложности 59%) соотнесли начало перелома с Курской битвой и битвой под Москвой (32% и 27% соответственно). Естественно, что верный ответ на вопрос о завершении коренного перелома в итоге Курской битвы также обнаружил­ ся лишь в части анкет (30%). 10% анкет остались вообще без ответа на данный вопрос. Попытка обнаружить знание регионального аспекта в истории Вели­ кой Отечественной войны привела к разочарованию. 63% опрошенных не знают, как называлась наступательная опера­ ция, завершившая разгром фашистских войск в Советском Заполярье. В 14% анкет приводятся неверные ответы, типа: «Тайфун», «Печенго- Карельская», «Багратион». Лишь 23% ответов содержали правильное и точное название - «Петсамо-Киркенесская операция». В завершении содержательных аспектов темы, ребятам предлагалось выразить оценочное мнение о Великой Отечественной войне как странице российской истории. Эти мнения распределились следующим образом: 57% опрошенных считают Великую Отечественную войну кровавой стра­ ницей нашей истории, 28% - трагической страницей и 17% - славной ге­ роической страницей истории нашей Родины. 7% респондентов либо не задумывались над этим вопросом, либо оставили его без ответа. Для любого народа актуальна проблема сохранения исторической памяти. Это важнейшее условие консолидации и формирования граждан­ ственной идентичности народа и общества. Массовыми и доступными формами сохранения в народной памяти знаковых событий прошлого яв­ ляются произведения искусства, в том числе монументальная живопись и кинематограф. Неслучайно поэтому в анкету были включены вопросы, об­ ращенные к художественным образам исторической памяти. Анкета показала, что участники опроса, так или иначе, представляют наиболее известные монументы, увековечивающие память о Великой оте­ чественной войне, установленные в г. Мурманске. Лишь 4% учащихся ос­ тавили этот вопрос без ответа. Однако положительные ответы ограничи­ лись упоминанием лишь трех памятников, расположенных на территории г. Мурманска, в то время как памятников и памятных знаков насчитывает­ 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz