Крикун, Е. Л. Восприятие учащимися ключевых вопросов истории Великой Отечественной войны: результаты педагогического исследования // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. – Вып. 14. – С. 115-121.
ские ресурсы и климатические условия (50%). Около половины опрошен ных (46%) обратили внимание на единство фронта и тыла. Указанные в анкете позиции, соответствующие таким традиционным историческим оценкам, как: эффективные действия советского руково дства и коммунистической партии; сила военного искусства, проявившаяся в деятельности Генерального Штаба и военачальников; преимущества со циалистического строя и коммунистической идеологии, выбрало незначи тельное количество учеников (соответственно 21%, 21%, 10%). По вопросу о роли СССР в разгроме фашистской Германии не все ученики разделяют мнение о том, что решающая роль принадлежит Совет скому Союзу. На этой позиции остановились 79% опрошенных, а 21% учеников полагает, что вклад СССР и его союзников (Англии и США) в разгроме фашистской Германии равноценен. Полагаю, что данные аспекты должны служить предметом серьезно го аргументированного обсуждения на соответствующих уроках истории. Следует обратить серьезное внимание и на персонификацию истории Великой Отечественной войны, ибо результаты опроса показали сущест венный разрыв в знаниях теоретических и фактических вопросов истории. Так, отметив патриотизм народа и героизм советских воинов как решаю щий фактор победы над фашистской Германией (помним, что это мнение за редким исключением высказали почти все опрошенные), в то же время ученики затруднились назвать фамилии героев и известных участников боевых действий. В соответствующем задании предлагалось назвать не менее трех фамилий военачальников, командующих фронтами; воинов, проявивших ге роизм в ходе боевых действий , героев , прославившихся в боях за Совет ское Заполярье. Сводная картина полученных ответов не радует. Среди военачальни ков времен Великой Отечественной войны наиболее известен ученикам - Г.К. Жуков, его имя в своих ответах указали чуть более половины опро шенных (53%). В ряде анкет упоминается К.К. Рокоссовский (17%) и И.С. Конев (12%). При этом верно три фамилии военачальников назвали лишь 20% опрошенных. В трети анкет (34%) вовсе не содержится ответа на этот вопрос, а в ряде случаев указываются и такие фамилии, как: Банде- ра, Кутузов, Суворов. Подобные ответы учеников говорят сами за себя! Еще плачевнее обстоят дела с именами воинов-героев, подвиги кото рых ранее знал каждый советский ученик. Сегодня же ситуация такова: 76% анкет не содержат ответа на данный вопрос. В одной из анкет читаем признание: «Не знаю и мне жутко стыдно!». Более половины опрошенных учеников (57%) не смогли вспомнить ни одного героя войны в Заполярье. В остальных анкета чаще всего упоминается А. Бредов (32%) и Саша Ко валев (11%). По ряду ответов прослеживается полнейшая путаница вре менных и пространственных представлений учеников, поскольку среди ге 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz