Крикун, Е. Л. Восприятие учащимися ключевых вопросов истории Великой Отечественной войны: результаты педагогического исследования // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. – Вып. 14. – С. 115-121.

ника 9-х, 11-х классов и бакалавров первого курса, обучающихся по про­ филю «История. Право». В общей сложности было получено и проанали­ зировано более 1 100 ответов по разным аспектам заявленных вопросов. Охарактеризуем полученные результаты в последовательности во­ просов, заявленных в анкете. Первый вопрос касался знания хронологических рамок Великой Оте­ чественной войны. Абсолютное большинство учеников (88%) верно указа­ ли хронологические границы начала и окончания Великой Отечественной войны. Однако полные даты, включающие не только год, но и день, месяц этого события, отметили менее половины опрошенных (47%). В одном случае ответ вообще не последовал, а 11% учеников допустили ошибки в этих ключевых датах. Среди ошибочных ответов находим разные версии датировки события: 1938-1939 гг.; 26 июня 1941 г.; 22 августа 1941 г., 8-9 мая 1944 г. и др. Была слышна реплика ученика: «Подумаешь, ведь я ошибся всего на одну цифру!». Без внимания оставить подобные высказы­ вания мы не имеем права. Возможно, математическая ошибка и незначи­ тельна, но в исторической дате за одной цифрой кроется целый день, год или годы, обернувшиеся тяжелейшим испытанием, трагедией, перевер­ нувшей жизнь каждой советской семьи. Воскресенье, 22 июня 1941 г. - са­ мая драматическая дата в истории нашего народа. На рассвете этого дня авиация фашистской Германии произвела массированные налеты на горо­ да Мурманск, Каунас, Минск, Киев, Одессу, Севастополь, многочисленные пограничные пункты, железнодорожные узлы, аэродромы, районы распо­ ложения войск. Страшно подумать и представить, сколько мирных жите­ лей, детей, ни в чем неповинных людей погибло только за один первый день начавшейся войны! Так что допущенная в ответе ошибка - это не просто досадный промах, а показатель формального бесчувственного от­ ношения к восприятию данного события в нашей истории. Второй вопрос позволял выявить позицию ученика по некоторым дискуссионным проблемам истории II мировой и Великой отечественной войны. По вопросу ответственности сторон в развязывании Второй миро­ вой войны мнения учащихся разделились. 50% опрошенных считают ви­ новницей фашистскую Германию, чуть более трети учеников (37%) пола­ гают, что наряду с Германией ответственность несут и правительства ве­ дущих стран Европы и США, проводившие политику «умиротворения» аг­ рессора. 13% респондентов выразили мнение, что в развязывании войны несут равную ответственность СССР и Германия. Среди главных факторов победы СССР в Великой Отечественной войне преобладающее большинство опрошенных (90%) справедливо выде­ лили патриотизм советского народа и героизм воинов Красной армии. Следующие два, наиболее значимых, по мнению учеников фактора: мо­ рально-политическое единство советского народа (54%), огромные люд­ 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz