Крикун, Е. Л. Восприятие учащимися ключевых вопросов истории Великой Отечественной войны: результаты педагогического исследования // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. – Вып. 14. – С. 115-121.
ника 9-х, 11-х классов и бакалавров первого курса, обучающихся по про филю «История. Право». В общей сложности было получено и проанали зировано более 1 100 ответов по разным аспектам заявленных вопросов. Охарактеризуем полученные результаты в последовательности во просов, заявленных в анкете. Первый вопрос касался знания хронологических рамок Великой Оте чественной войны. Абсолютное большинство учеников (88%) верно указа ли хронологические границы начала и окончания Великой Отечественной войны. Однако полные даты, включающие не только год, но и день, месяц этого события, отметили менее половины опрошенных (47%). В одном случае ответ вообще не последовал, а 11% учеников допустили ошибки в этих ключевых датах. Среди ошибочных ответов находим разные версии датировки события: 1938-1939 гг.; 26 июня 1941 г.; 22 августа 1941 г., 8-9 мая 1944 г. и др. Была слышна реплика ученика: «Подумаешь, ведь я ошибся всего на одну цифру!». Без внимания оставить подобные высказы вания мы не имеем права. Возможно, математическая ошибка и незначи тельна, но в исторической дате за одной цифрой кроется целый день, год или годы, обернувшиеся тяжелейшим испытанием, трагедией, перевер нувшей жизнь каждой советской семьи. Воскресенье, 22 июня 1941 г. - са мая драматическая дата в истории нашего народа. На рассвете этого дня авиация фашистской Германии произвела массированные налеты на горо да Мурманск, Каунас, Минск, Киев, Одессу, Севастополь, многочисленные пограничные пункты, железнодорожные узлы, аэродромы, районы распо ложения войск. Страшно подумать и представить, сколько мирных жите лей, детей, ни в чем неповинных людей погибло только за один первый день начавшейся войны! Так что допущенная в ответе ошибка - это не просто досадный промах, а показатель формального бесчувственного от ношения к восприятию данного события в нашей истории. Второй вопрос позволял выявить позицию ученика по некоторым дискуссионным проблемам истории II мировой и Великой отечественной войны. По вопросу ответственности сторон в развязывании Второй миро вой войны мнения учащихся разделились. 50% опрошенных считают ви новницей фашистскую Германию, чуть более трети учеников (37%) пола гают, что наряду с Германией ответственность несут и правительства ве дущих стран Европы и США, проводившие политику «умиротворения» аг рессора. 13% респондентов выразили мнение, что в развязывании войны несут равную ответственность СССР и Германия. Среди главных факторов победы СССР в Великой Отечественной войне преобладающее большинство опрошенных (90%) справедливо выде лили патриотизм советского народа и героизм воинов Красной армии. Следующие два, наиболее значимых, по мнению учеников фактора: мо рально-политическое единство советского народа (54%), огромные люд 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz