Крикун, Е. Л. Восприятие учащимися ключевых вопросов истории Великой Отечественной войны: результаты педагогического исследования // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. – Вып. 14. – С. 115-121.

нистической идеологии как фактора Победы в войне, роль коммунистиче­ ской партии, как организатора борьбы советского народа против фашист­ ских захватчиков, позитивный образ советского партийного и военного ру­ ководства и др. Второй тип - трансформационная концепция. Для учебников этого типа характерны такие нововведения, как пре­ увеличение вклада своего народа и страны в победу над фашизмом; иногда сочувственное обсуждение темы коллаборационизма; осуждение действий советского руководства на первых этапах войны; появление новых и ранее запретных тем: Холокост, Катыньский расстрел, быт в годы войны, взаи­ моотношения народа и власти, новые трактовки событий и документов. Третий тип - радикально пересмотренная концепция. В учебниках этого типа бросаются в глаза такие оценки: Гитлер и Сталин равнозначные фигуры на политической арене кануна Второй миро­ вой войны; равная ответственность Германии и СССР за развязывание Второй мировой войны; затушевывание решающей роли СССР в разгроме фашистской Германии; решающие факторы победы СССР - огромные людские ресурсы и климатические условия; коллаборационисты - нацио­ нальные герои; трактовка действий СССР после 1944 г. как захватниче­ ских; представление Германии жертвой войны. Было установлено, что наименьшим изменениям подверглись учеб­ ники таких стран как: Белоруссия, Казахстан, Армения, отчасти Узбеки­ стан, а также республики Приднестровья. А в наибольшей - стран Бал­ тии, Украины, Польши и Грузии. Образовательные концепты многих стран имеют переходные формы, включающие элементы как одной типологиче­ ской группы, так и другой. Исследователи с уверенностью говорят о том, что традиционных со­ ветских версий практически не осталось, все образовательные системы не­ сут в себе трансформации в той или иной степени. Под воздействием указанных обстоятельств было проведено локаль­ ное педагогическое исследование на базе мурманских образовательных учреждений с целью уловить и, в известной степени, измерить уровень ключевых знаний современных учащихся о Великой Отечественной войне, выявить характер их представлений об этом периоде отечественной исто­ рии, определить ценностные установки. Исследование проводилось в форме анкетирования учащихся стар­ ших классов по опросному листу. Представленные в нем вопросы позволя­ ли, во-первых, зафиксировать базовый уровень знаний дат, событий и имен, имеющих отношение к периоду 1939-1945 гг. Во-вторых, выявить доминирующие ценностные ориентации и предпочтения учащихся. В опросе приняли участие обучающиеся разновозрастных учебных групп трех образовательных учреждений различного типа и образователь­ ного уровня: СОШ, гимназия, вуз (МГГУ). Всего было опрошено 92 уче­ 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz