Крикун, Е. Л. Тестирование и рейтинговая оценка знаний как средство промежуточной аттестации студентов : (из опыта работы) // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. – Вып. 5. – С. 127-134.

возрос. Об этом свидетельствовало появление ряда научных трудов и публикаций1. К настоящему времени интерес заметно ослаб, что обусловлено объективными и субъективными факторами. Объективные причины связаны с отсутствием необходимой нормативной, научно- методической и материальной базы для внедрения рейтинговой сис­ темы оценивания знаний студентов. Субъективные причины кроются в личном, зачастую негативном, отношении преподавателей к данной методике, а также в слабой информированности участников образова­ тельного процесса об ее сущности. Вместе с тем многолетний личный опыт изучения со студента­ ми курса методики преподавания истории в школе убеждает, что применение даже элементов рейтинговой системы оценивания знаний студентов положительно влияет на процесс обучения. Что же такое рейтинг? Применительно к образовательному процессу рейтинг - это индивидуальный числовой показатель учебы студентов (учащихся), получаемый на основе учета результатов ус­ воения обучаемыми учебных дисциплин с использованием много­ балльной системы оценок2. Такой подход к оцениванию методических знаний мною ис­ пользуется в ходе промежуточной аттестации студентов III и IV кур­ сов исторического отделения ИФФ на основе специально разработан­ ных тестовых заданий. Тестовые контрольные работы проводятся по основным разде­ лам теоретического курса методики преподавания истории. В первой части курса таковым является раздел «Школьный процесс обучения истории» а во второй - «Методы обучения истории». При разработке тестов учитываются общие требования: 1. Соответствие теста педагогическим задачам. 2. Надежность теста - равноценность и внутреннее постоян­ ство форм. 3. Полезность и экономичность теста —тестирование прово­ дится не ради формы, а для быстрого по времени и глубокого по со­ держанию выявления знаний студентов. Обработка теста не должна требовать больших затрат времени. 4. Валидность теста, т.е. его пригодность для измерения каче­ ства усвоения тех знаний, которые тест должен в действительности 1Соболев С.К. Рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов. - М., 1989; Грищенко В.М. и др. Рейтинговая система оценки успеваемости слушателей (кур­ сантов). - Л., 1990; Рейтинг в учебном процессе вуза: опыт, проблемы, рекоменда­ ции. - М., 1992 и др. 2 Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. - М.: ВЛАДОС, 2002.- Ч . 1 .-С . 233. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz