Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
ется многое: широкий исторический кругозор, хорошая память, знание конкретных фактов мировой и отечественной истории, развитое простран ственное воображение. Однако, какие бы трудности не возникали, необхо димо развивать у детей способность синхронного видения событий. Уже в 5 классе при изучении истории древних народов и цивилиза ций можно практиковать отдельные вопросы на установление синхронных связей событий. К примеру, при знакомстве с легендой об основании Рима в 753 г. до н.э. спрашиваем: Вспомните, что в VIII в.до н.э. происходило в Древней Греции? Какой период в ее истории начался в VIII в. до н.э.? Какое из вестное вам событие в истории Древней Греции относится к VIII в. до н.э.? Изучая установление Республики в Риме в 509 г. до н.э., можем спросить пятиклассников: какое крупное событие в Афинах произошло в VI в. до н.э.? С именем какого человека оно было связано? Что было раньше - реформы Солона или установление Республики в Риме? Развитию способности учащихся к синхронному восприятию собы тий способствуют и такие задания: * какие их перечисленных событий совпадают по времени: Ливонская война «Поучения» Владимира Мономаха княжение Всеволода Большое гнездо опричнина поход Ермака в Сибирь введение «заповедных лет» ( Вот тебе, бабушка и Юрьев день) присоединение Астраханского ханства. * Кто из перечисленных людей были современниками? Еще в большей мере этому способствует составление синхронисти ческих таблиц. Это самый сложный вид хронологических таблиц, с кото рыми работают учащиеся. К сожалению, в школьных учебниках синхро нистические таблицы приводятся крайне редко. Необходимость использования таких таблиц значительно возрастает, начиная с 6 класса. Именно с этого этапа начинается параллельное изуче ние всемирной и отечественной истории. В содержании школьных курсов изучаются аналогичные периоды, нередко взаимосвязанные процессы и события мировой и отечественной истории. Синхронистические таблицы помогают сопоставить события, происходившие на различных территори ях, в истории разных народов и государств в определенных временных рамках, позволяют привести в систему исторические знания учащихся. Форма синхронистических таблиц может быть различна. Вот некоторые примеры. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz