Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Монголо-татарское нашествие на Русь. Этапы нашествия I .этап - разведывательный по­ ход Чингисхана. 1223 г. II этап - первый завоеватель­ ный поход хана Батыя на Русь. 1237-1238гг. III этап - второй поход Батьи на Русь и в Западную Европу. 1239-1242 гг. Важнейшие события 31 мая 1223 г. - битва на р. Калке 1237 г.- разгром Рязан­ ского княжества. 1238 г.- разгром Влади­ миро-Суздальского княжества 1238 г.- поход на Нов­ город, взятие Торжка, Козельска. Осень 1238 г -- набег на Муром, Нижний Новго­ род и др. города Руси. 1239 г.- сожжены мно­ гие города южной Руси (Переяславль, Чернигов и др.) 1240 г. - захват Киева. 1241 г. - вторжение в Галицкую Русь, Вен­ грию, Польшу, Чехию до Адриатического мо­ ря. 1242 г. - Возвращение на нижнюю Волгу. Итоги Поражение русских войск. Войско монголов ослаблено, терпит ряд поражений на Вол­ ге, возвращается в Монголию. Разгром и разорение значи­ тельной части Северо- Восточных земель Руси; Не достигнуто полное подчи­ нение Руси монголам. Русь разорена монголами. Ожесточенное сопротивление русского народа ослабило силы захватчиков. Сорваны планы создания ми­ ровой монгольской державы. Совершенствовать и закреплять знания и умения учащихся, связан­ ные с исторической периодизацией можно не только с помощью таблиц, но и посредством разнообразных познавательных заданий. Приведем образцы вопросов и заданий, направленные на формирова­ ние, закрепление и проверку знаний и умений учащихся, связанных с исто­ рической периодизацией, способностью соотносить изучаемые факты с соответствующими периодами, выделять и обосновывать периоды и этапы исторических процессов. Задания такой направленности должны иметь место и на текущих, и на повторительно-обобщающих уроках, и в ходе изучения нового материа­ ла, и в ходе проверки учебных достижений учащихся. В систему заданий могут и должны быть включены тесты, дидакти­ ческая ценность которых обусловлена не только оптимальностью проверки 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz