Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ковья входит в содержание вводного раздела данного курса. На вводном уроке ученики получают представление о трех периодах Средневековья: Раннее, Классическое и Позднее Средневековье. Работая с вопросами периодизации в разных курсах истории, важно, чтобы эти знания и представления учащихся сливались с пониманием роли и места изучаемого периода в истории народа, с умением обосновать хро­ нологические рамки изученных периодов: почему эта дата, данное время считается началом периода? Почему именно этими событиями заверша­ ется данный период? Важно, чтобы ребята за историческим периодом видели конкретные факты истории, чтобы упоминание того или иного периода у них ассоци­ ировалось с ключевыми событиями, явлениями, образами этого времени. К примеру, какие ассоциации вызывают у Вас понятия «феодальная раздроб­ ленность», «Смута начала XVII века на Руси», «Эпоха Возрождения» ? Итак, общеисторические знания периодизации должны наполняться конкретным фактическим содержанием. По фактам ученики должны уметь распознать период и, напротив, отличительные черты и особенности того или иного периода проиллюстрировать фактами. Важным средством формирования и систематизации знаний учащих­ ся об исторических периодах и этапах длительных процессов являются хронологические таблицы. К примеру, «Этапы образования единого Рос­ сийского централизованного государства», «Этапы закрепощения кре­ стьян на Руси», «Этапы Северной войны» и т.п. Такие таблицы заполняются обычно по ходу изучения материала и состоят из следующих граф: Периоды (этапы) Хронологические рамки Основные события (отличительные черты) Итоги, значение Материал, отобранный в таких таблицах, дает хорошую основу для характеристики сложных процессов, событий и для осмысления их перио­ дизации. Обратимся опять к примеру. При изучении темы «Нашествие с Во­ стока» (6 класс) объемный событийный материал урока целесообразно си­ стематизировать в таблице и показать этапы монгольского нашествия на Русь в XIII веке. Такая работа уместна, так как в тексте параграфа матери­ ал представлен описательно, а этапы походов на Русские земли четко не обозначены. Таблица может иметь следующий вид. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz