Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
ковья входит в содержание вводного раздела данного курса. На вводном уроке ученики получают представление о трех периодах Средневековья: Раннее, Классическое и Позднее Средневековье. Работая с вопросами периодизации в разных курсах истории, важно, чтобы эти знания и представления учащихся сливались с пониманием роли и места изучаемого периода в истории народа, с умением обосновать хро нологические рамки изученных периодов: почему эта дата, данное время считается началом периода? Почему именно этими событиями заверша ется данный период? Важно, чтобы ребята за историческим периодом видели конкретные факты истории, чтобы упоминание того или иного периода у них ассоци ировалось с ключевыми событиями, явлениями, образами этого времени. К примеру, какие ассоциации вызывают у Вас понятия «феодальная раздроб ленность», «Смута начала XVII века на Руси», «Эпоха Возрождения» ? Итак, общеисторические знания периодизации должны наполняться конкретным фактическим содержанием. По фактам ученики должны уметь распознать период и, напротив, отличительные черты и особенности того или иного периода проиллюстрировать фактами. Важным средством формирования и систематизации знаний учащих ся об исторических периодах и этапах длительных процессов являются хронологические таблицы. К примеру, «Этапы образования единого Рос сийского централизованного государства», «Этапы закрепощения кре стьян на Руси», «Этапы Северной войны» и т.п. Такие таблицы заполняются обычно по ходу изучения материала и состоят из следующих граф: Периоды (этапы) Хронологические рамки Основные события (отличительные черты) Итоги, значение Материал, отобранный в таких таблицах, дает хорошую основу для характеристики сложных процессов, событий и для осмысления их перио дизации. Обратимся опять к примеру. При изучении темы «Нашествие с Во стока» (6 класс) объемный событийный материал урока целесообразно си стематизировать в таблице и показать этапы монгольского нашествия на Русь в XIII веке. Такая работа уместна, так как в тексте параграфа матери ал представлен описательно, а этапы походов на Русские земли четко не обозначены. Таблица может иметь следующий вид. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz